К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 17 (254) декабрь 2014 г.



12 ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВОДНОЙ РАМОЧНОЙ ДИРЕКТИВЫ ЕВРОСОЮЗА

Европейская Конференция «Europe INBO 2014» была организована в Бухаресте, Румыния, 12-15 ноября 2014 г. Программой были предусмотрены пленарное заседание и два семинара - по Европейской Водной Рамочной Директиве (ЕВРД) и восстановлению рек.

Конференция была посвящена ходу осуществления Европейской Водной Рамочной Директивы, в которой участвуют 28 стран-членов Евросоюза и ассоциированных членов. Основная директива сопровождается 7 различными директивами, касающимися различных сторон околоводной деятельности (директивы о методах измерения, о частоте отбора образцов, об обмене информацией по качеству поверхностных вод, по рыбоводству, о подземных водах, об опасных субстанциях в воде).

Надо отметить, что осуществление ЕВРД идет в соответствии с планом Евросоюза по рекам, не связанными с водопотреблением в крупных масштабах, особенно в засушливых районах. Директива строго нацеливает все страны на поддержку биологических индикаторов естественного благополучия. Однако выполнение в полном объеме по всей Европе основных положений ЕВРД, как это намечалось к 2015 г., оказалось нереальным. В настоящее время подготовка национальных водных планов и бассейновых планов намечена на 2027 г.

Большое внимание ныне уделяется общественному участию, ибо достижение необходимых показателей по качеству воды требует учета интересов разных групп водопользователей. При реализации бассейновых планов особенно необходимо привлечение заинтересованных сторон. Осуществление прошлых задач по водной директиве страдало недостатком общественного привлечения и общественного вовлечения – зачастую провалы в исполнении ЕВРД становились ясными лишь, когда для различных членов Евросоюза наступал срок выполнения мероприятий по директивам. Ныне принято решение усилить эту работу проведением ежегодно двух конференций по каждому бассейну в год с широким привлечением всех заинтересованных сторон.

Другим существенным недостатком осуществления директив явилось несоответствие ценового механизма возможности устойчивого поддержания водного сектора. Это касается обоих принципов ценообразования водной директивы – потребитель платит (за количество), потребитель платит за качество (в зависимости от степени загрязнения). Еще одна отмеченная слабость директив – это недостаточно четко отработанный механизм использования трансграничных рек. Пока вопрос идет лишь о качестве воды в таких реках, коммуны легко идут на общие действия. Как только вопрос касается конкретно вододеления, директивы не работают. В Европе 110 бассейнов крупных рек, 40 из них являются трансграничными. Представитель Португалии обратил внимание на сложность взаимоотношений по таким бассейнам между Португалией и Испанией, несмотря на наличие десятилетиями работающих договоров. Плохо отражено в Европейском законодательстве (представитель Бельгии г-н Лефебер) использование трансграничных вод для гидроэнергетики, ибо энергетические режимы вносят дестабилизацию в режимы рек. Среди проблем по этим водам имеют место аналогичные региону Центральной Азии проблемы обмена информацией. Обмен информацией вроде происходит, но он идет по желанию информирующих сторон, и никак не получается онлайн. Например, Турция представила претензии Болгарии, что предоставление информации от Болгарии идет со значительным опозданием.

В докладе представителя Средиземноморской сети г-на Константина отмечалось, что успехи вовлечения заинтересованных сторон возможны лишь при тщательной работе с заинтересованными сторонами. Их нельзя отпустить на волю их собственной инициативы – НПО в околоводной сфере должны обучаться вместе с профессионалами, чтобы они не предлагали безответственных решений, а понимали, что можно, а что нельзя советовать от имени водопользователей на национальном и межгосударственном уровне.

Президент Euro-INBO г-н Н. Карнопольский подчеркнул, что положительное развитие в Европе достигнуто практически на реках Маас, Шельде, Рейн, где не существует проблем вододеления, но бассейновый подход повсеместно в планах не реализован. Более того – даже там, где он разработан и осуществлен, необходимо каждые 6 лет его возобновлять и оценивать результативность.

Конференция Международной сети водохозяйственных организаций (МСБО) открылась 13.11.2014 г. Конференцию открыл от имени Президента МСБО Кавино Камара – Верховного Комиссара Организации по управлению водой реки Сенегал – его заместитель, г-н Мадине. Он подчеркнул, что с 1994 г. за 20 лет МСБО имеет 188 членов из 79 стран. Тем не менее, Президент подчеркнул необходимость найти дополнительную мотивацию кроме обмена информацией в широком вовлечении водохозяйственных организаций в работу сети МСБО.

На состоявшемся в конце дня заседании Наблюдательного Комитета МСБО все региональные подразделения выступили со своими отчетами. В отчете сети стран ВЕКЦА подчеркивалось, что количество членов сети за прошедший год увеличилось до 80 членов из представителей 12 стран. Учитывая ограниченность в финансах, сеть ВЕКЦА функционирует в основном в направлении обмена информацией, создании Базы знаний, проведении совместных мероприятий с ГВП Кавказа и Центральной Азии, а также с рабочей группой МКИД для стран с переходной экономикой. Тем не менее, сеть активно участвует в большинстве мероприятий, проводимых в регионе в области водного хозяйства и мелиорации земель. Всего в рамках сети за прошедший год проведено 7 различных мероприятий, в том числе конференция «Проблемы развития мелиорации и водного хозяйства России» 22-25 апреля в Москве, на которой с докладом выступил Президент сети г-н Полад-заде П.А.; конференция «Чистая вода России», проведенная в мае 2014 г. в Екатеринбурге усилиями РосНИИВХ; конференция «Земля, вода, климат Сибири и Арктики» 21 марта 2014 г. в Тюмени. С большим успехом в Санкт-Петербурге в июне 2014 г. был проведен 12 Международный семинар по дренажу силами Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства России, в котором приняли участие значительное количество членов сети. Издаются сборники трудов, на русском языке представлены широкой общественности журналы МСБО и Международного бюро по водным ресурсам. Было отмечено усиление противоречий на трансграничных водах, которыми в настоящее время изобилует наш регион после распада Советского Союза. При этом если первые 10 лет сотрудничество между нашими странами поддерживалось за счет ранее выработанных профессиональных связей и инерции взаимной работы, то последние 10 лет центробежные усилия стран резко увеличились. Причем проявляется это в основном относительно развития будущих проектов использования водных ресурсов, но в определенной степени влияет и на ухудшение состояния обмена информацией. С этой точки зрения регион уже выступал 3 года тому назад с инициативой разработки Хартии воды как набора определенных правил, аналогичных правилам дорожного движения, которыми руководствуется весь мир с тем, чтобы выработать регламент всеобщего использования и развития трансграничных вод. Необходимость такого документа чувствуется во всем мире в связи с тем, что повсеместно развивается давление вышерасположенных государств, основанное на абсолютном суверенитете стран, в основном использующих гидроэнергетические ресурсы. Поэтому мы призываем МСБО выступить платформой для создания такого движения.

13 ноября 2014 г. открылась официальная церемония Конференции, которая предоставила возможность приветствия от региональных сетей всем участникам Конференции. В своем приветствии от имени президента ВЕКЦА г-на Полад-заде П.А. исполнительный секретарь СВО ВЕКЦА проф. Духовный В.А. подчеркнул остроту проблемы использования трансграничных вод, а также необходимость усиления роли МСБО как головной организации по руководству водой для усиления международных правил использования и развития водных ресурсов.

Выступивший с приветствием представитель Европейской Комиссии генеральный директор DG Research г-н Хорхе Родригес Ромеро подчеркнул, что для Евросоюза очень важным становится количественный аспект использования водных ресурсов не только качества, но и всестороннее соблюдение экологических попусков.

С очень интересным и содержательным докладом выступил руководитель водного ведомства Румынии г-н Овидий Габор. «Когда мы говорим о воде, значит, мы говорим обо всем, что с этой водой связано, а это означает, что мы говорим вообще о жизни населения наших стран. Хотя Румыния очень хорошо обеспечена водой из рек, стекающих с Карпатского региона, но мы одновременно активно участвуем и в работе Дунайской Комиссии. Среди основных направлений нашего постоянного внимания является качество воды, количество воды и управление этими двумя главными показателями водного благополучия. В 2009 г. мы составили План развития водных ресурсов Румынии, но уже в 2014 г. начали его пересматривать на основе обмена информацией, который проводится руководством каждого из бассейновых управлений. Хотя население очень возражало против введения платы за воду, тем не менее, мы ввели систему оплаты водных услуг, которая базируется в виде оплаты за лицензию. Причем в лицензию включается и количество воды и график потребления водных ресурсов каждым водопользователем».

В выступлениях многочисленных участников Конференции подчеркивалось, что в большинстве стран Европы остаются проблемы, связанные с невыполнением ими собственных намеченных планов и критериев водного благополучия. Франция, например, не справилась с нитритами, Бельгия превышает на 22 % содержание загрязнителей по новым критериям.

Одной из серьезных проблем, которая беспокоит все европейские страны, является достижение финансовой независимости водного сектора, однако эта задача решается достаточно сложно в связи с сохранением значительных субсидий в области, особо, орошаемого земледелия.

Конференция приняла резолюцию, нацеленную на усиление выполнения плана внедрения Европейской водной директивы. Проф. Духовный В.А. в своих комментариях к этой декларации отметил, что Декларация является достаточно эффективной применительно к национальному законодательству, однако, если посмотреть на раздел трансграничных вод, то здесь абсолютно не чувствуется той озабоченности и нависающих угроз будущему, возникающих в связи с недостаточным внедрением интегрированного управления водными ресурсами именно на межгосударственном уровне. Надо считать недопустимым непредставление информации или сокрытие информации от одних пограничных стран другим, ибо такая блокада информации является практически преступлением против человечества. Задача МСБО совместно со всеми своими членами сети – развивать гидросолидарность и совместную деятельность, в первую очередь на трансграничных объектах.