К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 8 (265) май 2015 г.



ВСТРЕЧА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

25-26 мая 2015 г., г. Алматы, Казахстан

Встреча региональных организаций Центральной Азии была организована по инициативе РЭЦ ЦА совместно с Исполкомом МФСА. Целью встречи явилось выработать совместную платформу региональных организаций для продвижения согласованных действий, как на национальном уровне, так и во взаимоотношениях с донорами, а также для усиления сотрудничества между организациями МФСА. Данная идея была поддержана всеми участниками, в результате чего совещание было достаточно представительным, в котором участвовали представители НИЦ МКВК, НИЦ МКУР, Секретариата МКВК, Регионального центра гидрологии, БВО «Амударья», БВО «Сырдарья».

Со вступительным словом выступили исполнительный директор РЭЦ ЦА И. Абдуллаев, заместитель Председателя Исполкома МФСА Ш.Г. Талипов. В начале совещания все региональные организации представили обзор своих работ за последние 3 года, а также взгляд на существующий мандат организации и возможность его усиления в будущем.

В докладе директора НИЦ МКВК было отмечено, что за последние 3 года проведено 8 заседаний МКВК, которые были, в основном, посвящены согласованию графиков и объемов водоподачи для вневегетационного и вегетационного периода каждого года. Большим достижением этого периода явилось согласование членами МКВК на 63 заседании МКВК, прошедшем в Ташкенте 18-19 апреля 2014 г. «Плана реализации основных направлений в усилении деятельности МКВК». В составе этого Плана было намечено 4 основных направления: водосбережение, внедрение интегрированного управления водными ресурсами, повышение качества и точности учета водных ресурсов и укрепление потенциала региональных и национальных организаций, в том числе развитие информационных систем и тренинга.

За истекшие сроки НИЦ МКВК издал 10 бюллетеней МКВК, 42 пресс-релиза, 3 сборника научных трудов, 9 реферативных сборников, 8 информационных сборников, 10 юридических сборников и 19 тематических выпусков. Кроме того подготовлено 12 предложений для доноров в свете развития ПБАМ-3, которые переданы МФСА.

НИЦ МКВК в 2012 г. начал большую работу по совершенствованию базы знаний на основе рубрикатора, который насчитывает 15 тематических направлений, что позволило резко расширить объем имеющейся информации, который достиг в настоящее время 28 Гбайт. Количество ежедневных посетителей в среднем за прошлый год составила 4 тыс. посещений в день, а в настоящее время доходит до 10 тысяч посещений.

НИЦ МКВК крайне заинтересован в развитии сотрудничества со всеми региональным и национальными организациями, и мы предлагаем, чтобы это сотрудничество шло по линии «ответственного партнерства». Это сотрудничество отличается поиском того, что нас объединяет - ориентацией на коллективные преимущества, а не конкурентные выгоды, основанные на парадигме абсолютного суверенитета, наличии механизма обратной связи по реализации партнерских инициатив, организации постоянного само мониторинга, а также демонстрации достигнутых результатов и имеющихся недостатков. Кроме того такое партнерство развивает потенциал совместной работы. Мы благодарим РЭЦ ЦА за проявленную инициативу и надеемся на то, что данная встреча даст желаемые результаты.

Руководитель Секретариата МКВК М. Бабаджанова в своем кратком выступлении отметила координирующую роль Секретариата в подготовке и проведении заседаний МКВК, а также отметила, что Уставы и руководящие документы всех региональных организаций устарели, и требуется их коренной пересмотр в свете реалий сегодняшнего дня.

Заведующий отделом НИЦ МКУР Ч. Мурадов отметил, что руководство МКУР сейчас перешло из Таджикистана в Туркменистан. НИЦ МКУР возглавил М. Дуриков. Он призвал всех участников ориентироваться в своей деятельности и деятельности различных региональных организаций на устойчивое развитие. Отметил при этом сложности в поиске средств финансирования.

Исполнительный директор Регионального центра гидрологии г-жа С.П. Шиварева подчеркнула, что деятельность центра осуществляется в основном при финансовой поддержке проектов Всемирного банка, который занимается реконструкцией и унификацией работы действующих гидрометеорологических станций, а также установлению постоянной связи между этими станциями и потребителями. В качестве положительного примера этой работы она привела создание межсекторной группы в Казахстане. По мнению С.П. Шиваревой, необходимо усилить работы по долгосрочному и среднесрочному прогнозированию стока с целью более точного определения экстремальных лет. В качестве примера она привела нынешние расчетные параметры Чардаринского и Коксарайского водохранилищ, которые по ее мнению резко занижены. Возможные разрушения Чардаринской плотины по расчетам Центра могут нанести ущерб более 5 млрд. долл.

Представитель БВО «Амударья» подчеркнул необходимость увязки гидрологических данных трансграничных постов, а также наличие больших неучтенных потерь стока по бассейну р. Амударьи. В качестве предполагаемых инструментов совершенствования БВО «Амударья» видит необходимость развития моделирования поведения реки и водораспределения на ежесуточной основе, а также публикация средне- и долгосрочных прогнозов изъятия стока из р. Амударьи.

Представитель БВО «Сырдарья» отметил необходимость обмена опытом между различными поколениями специалистов и усиление сотрудничества между региональными организациями. Кроме того, очень важно создание единой информационной системы по бассейну Сырдарьи, которой могли бы пользоваться различные организации. Желательно усилить привлечение дистанционных методов для контроля качества проводимых гидрометрических данных.

Представитель Казахского филиала МФСА А. Кеншимов заявил, что филиал успешно сотрудничает в ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО. Намерены также организовать выпуск бюллетеней по низовьям р. Сырдарьи и по другим внутринациональным бассейнам.

В заключение ознакомления директор РЭЦ ЦА И. Абдуллаев сообщил, что РЭЦ осуществляет коллективное руководство деятельностью организации. В правлении РЭЦ имеется 5 представителей стран и 5 представителей НПО, 2 иностранца. РЭЦ выполняет большое количество различных региональных проектов, в т.ч. проекты по малым рекам. Для развития базы знаний организован новый веб-сайт «Knowledge hub». В организацию внедрены международные стандарты делопроизводства.

Во второй половине дня началось обсуждение предложений по усилению регионального сотрудничества. Представитель МКУР г-н Мамедов по скайпу высказал намерение МКУР активно участвовать в информационном обмене и плане совместных работ региональных организаций. Со своей стороны МКУР возлагает большие надежды на предполагаемое создание Центра по адаптации к изменению климата в Ашхабаде.

Доклад НИЦ МКВК на основе подготовленных предложений ведущих сотрудников подчеркивает, что мы обречены жить вместе в рамках единого водного бассейна, территориального пространства и географического замкнутого положения наших стран в бессточных бассейнах Аральского моря, Каспийского моря и оз. Балхаш. Исходной базой нашего сотрудничества должны быть региональные и национальные видения, которые должны иметь четкую ориентацию на долговременную перспективу – какая обстановка водохозяйственная и экологическая нас ожидает в различных вариантах и какие должны быть наши шаги всех стран и региональных организаций с тем, чтобы встретить эти вызовы. Прогнозы НИЦ МКВК показывают, что к 2035-2040 гг. ожидается снижение водности Сырдарьи в пределах от 0 до 3 км3 и по Амударье - от 6 до 9 км3. В связи с этим главными направлениями сотрудничества должны быть водосбережение, рациональная увязка всех уровней водной иерархии, внедрение интегрированного управления водными ресурсами и максимальное повышение продуктивности воды и земли. Все действия стран в этом направлении должны быть синхронны и ответственны с тем, чтобы обеспечить не только национальную водную безопасность, но и в целом региональную водную безопасность как основу продовольственной, экологической, энергетической безопасности и устойчивого развития. Нам нет необходимости пересматривать существующие принципиальные соглашения, намеченные в качестве платформы руководителями наших стран, но мы должны сконцентрировать свое внимание на разработке правил и регулирований, а также процедур управления бассейнами в развитие этих соглашений. С этой точки зрения очень важны мероприятия по преодолению основных барьеров. Это недостаток доверия между странами по различным вопросам региональной водной системы, т.к. переговоры в этом направлении обычно затягиваются и не приводят к необходимому результату. Характерным примером является шестилетняя работа членов МКВК и представителей энергетических организаций над проектом Соглашения по бассейну р. Сырдарьи. Другим барьером является отклонение от исполнения различными сторонами различных договоренностей как основных положений Соглашения 1992, 1998 гг., а также в части выполнения решений МКВК по распределению лимитов водозаборов между государствами и наполнению водой водохранилищ, а также режимам попусков. Очевидно, необходим расчет выгод и издержек каждой стороны в результате реализации конкретных проектов по совместному управлению трансграничными водными ресурсами или в порядке альтернативы раздельного их исполнения.

В целях выполнения программы ПБАМ-3 необходимо ориентироваться не на пожелания доноров, зачастую вырывающих отдельные фрагменты из тематики ПБАМ-3 и приспосабливающие их к своим интересам. Региональные организации должны занять принципиальную позицию в этом вопросе – что нужно для региона. Характерный пример относительно распределения донорских проектов по бассейнам рек. Доноры увлекаются бассейном Чу-Таласа, где выполняется уже порядка 15 различных проектов. Большое внимание уделяется бассейну р. Сырдарьи и трем бассейнам малых рек – Исфаре, Угаму и Аспаре. В то же время главное назревающее больное место в будущем развитии региона – бассейн р. Амударьи остается без донорской поддержки. Особое внимание должно быть уделено укреплению механизмов сотрудничества, главными из которых являются четыре направления:

  1. Региональная водная стратегия, как общий взгляд на будущее развитие региона в условиях ограниченных водных ресурсов.
  2. Развитие информационного обмена со стороны всех участников, в первую очередь регионального процесса.
  3. Региональный тренинг, который является платформой для достижения консенсуса на интерактивной основе.
  4. Совместные проекты, которые помогают консолидировать общие знания и общую практику и в то же время создают платформу для лучшего понимания партнеров.

При этом надо следить за тем, чтобы имело место соответствие вкладу и ответственности каждой организации с одной стороны, а с другой стороны – ее выгоды.

НИЦ МКВК предлагает всем региональным организациям включиться в развитие базы знаний, которая размещена на портале CAWater-Info. Наши сайты открыты для партнеров на основе принципов взаимной выгоды «мы вам – вы нам».

Исполнительный директор РЦГ С.П. Шиварева подчеркнула, что необходимо ориентироваться на общность интересов и общность проблем: вода, природа, экономика. Главным барьером является недостаточная информированность о финансировании, развитии и исполнении региональных проектов. Надо стремиться к выполнению крупных региональных проектов и привлекать к ним как можно больше региональных организаций. Очень важно, чтобы результаты этих проектов получали широкую информированность, и Исполком МФСА должен быть такой организацией, которая координирует и ответственен за широкую осведомленность партнеров.

В своем выступлении зам. Председателя Исполкома МФСА Ш. Талипов отметил, что практически ИК МФСА, организации МКВК и МКУР – это единая платформа, в среде которой должно быть открытое информационное обслуживание. К сожалению, информационные данные от различных стран поступают с большим трудом. Это влияет на степень координации между региональными организациями и между региональными и национальными. Основой взаимодействия региональных организаций должно быть продвижение развития и исполнение ПБАМ-3, причем очень важна своевременность получения информации от региональных и национальных организаций с тем, чтобы избежать дублирования и нерациональной траты донорских и собственных средств. Исполком МФСА предпринимает все меры к тому, чтобы ускорить начало всех работ в развитие решений и протоколов, а также меморандумов взаимопонимания, подписанных в результате Ургенчской Конференции.

ИК МФСА приветствует пример данной организованной встречи, и будет стремиться к тому, чтобы эти встречи проходили регулярно.

Секретарь МФСА М. Бабаджанова обратила внимание на необходимость учета различных интересов стран и разнообразия подходов. Тем не менее, поиск консенсуса является обязательным условием развития сотрудничества.

Директор РЭЦ ЦА И. Абдуллаев: понятно, что у каждой организации имеются свои цели и задачи и поэтому не все организации могут вносить равный вклад в сотрудничество. Но, тем не менее, любая региональная организациям может при открытости и доверительном отношении способствовать выработке агрегированного мнения региональных организаций. Если бы региональным организациям удалось создать и развивать единую платформу, то это позволило бы наладить каналы постоянного взаимодействия и одновременно консолидировано выступать перед лицом доноров и правительственных организаций. Очень важно для этого создать перечень перспективных мероприятий региональных организаций, создать механизм информированности о них и привлечение партнеров к ним. Также я предлагаю создать единый банк отчетов о законченных проектах, независимо - донорских или национальных. Я предлагаю также создать «белый» список зарубежных партнеров, которые имеют положительный опыт в сотрудничестве с региональными и национальными организациями и открыто идут на взаимодействие с нами. В результате обмена мнениями были согласованы возможные направления и механизмы сотрудничества.

На встрече с донорами присутствовали представители ЕС, ЮНЕП, ЮСАИД, ОБСЕ, ЕЭК ООН, Финского и Норвежского посольств в Казахстане, а также JICA. Доноры рассказали о своих усилиях в поддержку ПБАМ-3, а также проинформировали, что ЕС намечает встречу по новому крупному региональному проекту в июле месяце в Ташкенте и очень важно, чтобы региональные организации, также как и национальные, подготовили свои конкретные предложения для того, чтобы лучше понять, в чем нуждается регион. Было предложено сделать бюллетень «Центральная Азия и доноры», в котором систематически сообщать о финансируемых проектах и об их эффективности. Эта же мысль была подчеркнута в выступлении заместителя Председателя Исполкома МФСА Ш. Талипов, что необходимо наладить взаимную информацию между донорами и региональными организациями и между региональными организациями и донорами. Особое внимание надо уделить механизму мониторинга проектов, а также соответствия приоритетов стран и приоритетов доноров.