К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 10 (267) июнь 2015 г.



МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ИТОГАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ ДЕЙСТВИЙ «ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ», 2005-2015

9-10 июня 2015 года в Душанбе состоялась Международная конференция высокого уровня по итогам реализации международного десятилетия действий «Вода для жизни», 2005-2015. На встрече приняли участие около 1900 участ¬ников из более 100 стран и 80 организаций.

Конференция была организована в виде двух пленарных сессий, двух панелей высокого уровня по обсуждению результатов декады, шести круглых столов высокого уровня по дальнейшим действиям и девяти параллельных сессий. Также были организованы, форум детей, форум женщин, форум горных стран и водный форум наименее развитых стран и малых развивающихся стран.

На церемонии открытия выступил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун, Администратор ПРООН Хелен Кларк, Премьер-министр Пакистана, Глава Правительства Афганистана, Премьер-министр Кыргызской Республики, Премьер-министр Габона, первый заместитель Премьер-министра Казахстана, заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана.

Президент Таджикистана Э. Рахмон, в частности, отметил, что развитие гидроэнергетики и обеспечение продовольственной безопасности страны входят в число стратегических задач страны. Он добавил, что вопросы воды, энергетики, продовольствия, окружающей среды в Центральной Азии тесно переплетены и их решение требует комплексного подхода. Имеющиеся ресурсы региона – при их рациональном и эффективном освоении – вполне могут покрыть растущие нужды населения и экономик стран и способствовать достижению продовольственной и энергетической безопасности. В связи с этим строительство новой инфраструктуры с применением новых технологий в водно-энергетической сфере, безусловно, является важным и необходимым для дальнейшего решения данных проблем. Республика Таджикистан привержена взаимовыгодному и адекватному сотрудничеству в области водных ресурсов на основе принципов взаимного уважения, добрососедства и взаимовыгодного партнёрства. Э. Рахмон предложил мировому сообществу новую инициативу Таджикистана – объявить новое Международное десятилетие под девизом «Вода для устойчивого развития».

Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Б. Сагинтаев, выступая на пленарном заседании, отметил, что в Казахстане в течение последних десяти лет развивается нормативная правовая база регулирования водных вопросов, начата реализация крупного проекта по переходу к «зеленой экономике», принята государственная программа управления водными ресурсами, принимаются меры по спасению Арала. Казахстан предложил предпринять ряд действия регионального масштаба для улучшения водной ситуации в Центральной Азии, среди которых:

  • провести заседание Совета Глав государств-членов Международного Фонда спасения Арала, либо Водный саммит с привлечением крупных доноров и экспертов;
  • создать Центрально-Азиатский инвестиционный фонд по реализации водных проектов и Региональный центр водной безопасности;
  • совместно разработать и подписать Пакт о водной и экологической безопасности в Центральной Азии;
  • создать открытую систему обмена гидрологическими данными, и в этой связи принять пятистороннее соглашение, которое позволит осуществить оперативный обмен информацией и принимать согласованные решения по качеству воды;
  • повысить эффективность работы Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии, бассейновых водохозяйственных объединений «Сырдарья» и «Амударья».

Позицию Туркменистана озвучил заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана Аннагельди Язмурадов, основой выступления которого стали предложения, выдвинутые Президентом страны на 7-м Всемирном водном форуме, проходившем в апреле 2015 года в Корее. В частности, было подчеркнуто, что водная проблематика сегодня не может рассматриваться в отрыве от общемировых планов развития, экологической и продовольственной безопасности, создания комплексной системы устойчивой энергетики. В Центральной Азии водная проблематика выступает важнейшим фактором развития, и региональный консенсус является единственно приемлемой платформой для эффективного взаимодействия государств. Туркменистан последовательно выступает именно за такой подход, за рассмотрение и решение водных и водно-энергетических вопросов в Центральной Азии на основе общепризнанных норм международного права, взаимного уважения и учета интересов всех государств региона и при участии международных организаций. Также было упомянуто о предложении Президента Туркменистана о необходимости подготовки всеобъемлющего документа – Водной стратегии ООН.

Премьер-министр Кыргызской Республики Т. Сариев, излагая позицию своей страны в использовании водных ресурсов, подчеркнул, что водные ресурсы и энергетика неразрывно связаны и неотделимы друг от друга, сообщил о принципиальной позиции Кыргызстана по строительству Камбаратинских ГЭС, которые, по его словам, решат вопрос острой нехватки воды в вегетационный период и позволят переключить Токтогул с энергетического на ирригационный режим, поэтому страны низовья должны быть заинтересованы в этих проектах. По его мнению, гидроэнергетика является важным фактором устойчивого развития. Во всех программах и проектах, реализуемых в Центральной Азии, должны рассматриваться вопросы воды и энергетики в одном пакете. Водные ресурсы - экономический ресурс. Сложившаяся практика в регионе не обеспечивает интересы всех стран, и страны верховьев не получают компенсации за накопление и регулирование водных ресурсов. По мнению Т. Сариева, вопрос присоединения к глобальным водным конвенциям политизирован и не делается должный акцент на соблюдение их положений. Соглашение 1998 года подписано четырьмя странами, но не соблюдается. В качестве положительного примера он привел реализацию Соглашения по Чу-Таласу. Также, он отметил, что деятельность Международного фонда спасения Арала является недостаточной и требуется его реформирование. В этом плане страны должны консультироваться и вести переговоры. Также в данном вопросе важная роль отводится ООН.

Заместитель Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и и.о. Председателя Исполнительного комитета МФСА Ш. Хамраев в своих выступлениях отметил о работе, проводимой в республике по обеспечению водной безопасности, совершенствованию системы управления водными ресурсами, применению механизмов стимулирования экономии воды, интенсивному внедрению водосберегающих технологий. Ш. Хамраев сделал акцент, что все действия на трансграничных реках должны базироваться на нормах и принципах международного права и не нарушать хрупкий водно-экологический баланс в регионе строительством новых крупных гидротехнических сооружений.

На первой панели высокого уровня рассматривались региональные перспективы реализации десятилетия воды. Взгляд с Центральной Азии был представлен и.о. Председателя ИК МФСА Ш. Хамраевым.

Обобщенные итоги панели были доложены на заключительном заседании и включали следующие аспекты. За прошедшее десятилетие накоплен большой опыт работ на национальном уровне, достигнут прогресс в доступе к воде, но остаются и значительные проблемы по обеспечению санитарией. Ощущается воздействие изменения климата. Много проблем, но также много возможностей работать сообща во имя реализации общих целей. Отмечалась дальнейшая необходимость в ИУВР и взаимоувязке воды, энергетики, продовольствия и экосистем. Критическая важность трансграничного водного сотрудничества на основе норм международного права, включая водные конвенции. Развитие «политической причастности» через проведение конференций, семинаров и других мероприятий. Необходимость четкого рабочего плана для реализации следующего десятилетия.

На второй панели высокого уровня обсуждался прогресс, достижения, наилучшие практики и уроки, полученные в ходе реализации десятилетия воды. Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: Очевидны достигнутые изменения в нашем поведении через работу по усилению доверия и построения сотрудничества как процесса, а также получение новых знаний. Прогресс достигнут в процессах вовлечения заинтересованных сторон, в частности общественности и частного сектора. Необходимость улучшения руководства, финансирования и участия общественности. Декада позволила повысить доступ к воде и санитарии, сделать акцент на ИУВР и водное сотрудничество через пропаганду и деятельность водных конвенций, а также улучшить координацию между агентствами. Создало возможности для интегрирования воды в Цели устойчивого развития, но когда эти цели будут приняты в конце этого года, нам также нужен процесс по их осуществлению и мониторингу.

Круглые столы высокого уровня

КСВУ 1: Вода после 2015 г.: Вода и санитария

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: Необходимо больше пропагандировать вопросы санитарии на международном и национальном уровнях. Важен не только доступ к базовой санитарии, но и сбор и переработка сточных вод. Надо активнее работать с секторами здравоохранения, образования, охраны окружающей среды. Доступная санитария – это не всегда желаемая санитария, поэтому мы должны работать над дальнейшим совершенствованием наших подходов и технологий.

КСВУ 2: Вода после 2015 г.: Интегрирование вопросов воды, энергии, продовольствия и окружающей среды

Заместитель Министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Ш. Хамраев выступил с докладом, подчеркнув, что стабильность и равномерность водообеспеченности должны стать краеугольным камнем в вопросах взаимосвязи воды, энергии, продовольствия и нужд экосистем в двух главных трансграничных речных бассейнах региона - Амударьи и Сырдарьи. Он информировал участников о практических мерах, реализуемых в Узбекистане по совершенствованию управления водными и земельными ресурсами, которые могут служить конкретным примером увязки вопросов воды, продовольствия и окружающей среды для повышения благосостояния населения и улучшению состояния окружающей среды. Ш. Хамраев также отметил о важности водного сотрудничества. Узбекистан, как председатель в рамках МФСА, принимает все необходимые меры для дальнейшего укрепления водного сотрудничества в регионе, активизации усилий по привлечению внимания мировой общественности к решению отмеченных выше проблем взаимосвязи различных секторов в рамках решения глобальных проблем Аральского бассейна. Он также поддержал пример развития малой гидроэнергетики, который был представлен докладчиком из Турции.

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: В ходе круглого стола были приведены примеры от различных организаций и стран по вопросам услуг экосистем, продовольственной безопасности (МКИД), малая гидроэнергетика (Турецкий институт), водосбережение (Узбекистан). Сложная ситуация наблюдается в части использования трансграничных вод, поэтому требуется развитие совместной инфраструктуры, обмен данными и информацией, мониторинг, наращивание потенциала речных водохозяйственных организации, оценки возможностей нексуса, вода для продовольствия через повышение продуктивности и земли.

Представитель НИЦ МКВК Центральной Азии выступила в ходе дискуссий. Она отметила, что большая часть встреч по вопросам интегрирования вопросов воды, энергии, продовольствия и окружающей среды проходит с участием только водного сектора, что не может не отразиться на их результатах. Она также отметила о необходимости большего внимания к конкретным действиям и мероприятиям по увязке, которые могут служить ориентиром для других. К примеру, на данной сессии были представлены успешные примеры из Турции (малые ГЭС) и Узбекистана (водосбережение, ИУВР). Индикаторы устойчивого развития по вопросам водного сотрудничества среди прочего должны базироваться на положениях международного права и учитывать специфику стран и регионов.

В самом конце круглого стола высокого уровня на тему «Интегрирование вопросов воды, энергии, продовольствия и окружающей среды» выступил директор Института водных проблем и гидроэнергетики Национальной академии наук Кыргызской Республики Д. Маматканов. Выступавший отметил, что у него нет вопросов или комментариев к докладчикам, но он хочет сделать заявление. Суть его заявления заключалась в следующем. Вода – это товар, использование которого подразумевает затраты, которые должны нести все водопотребители. Страны верховьев находятся в ущемлённом положении в отношении использования водных ресурсов региона, хотя там формируется львиная доля стока рек региона. Новая стратегия вододеления в Центральной Азии не разработана, и не решен вопрос новых лимитов с учетом реалий сегодняшнего дня. Кроме того, страны низовий должны платить за накопление воды и за регулирование стока, включая расходы на сбор и обработку данных, мониторинг ледников и другие работы по управлению водой.

КСВУ 3: Вода после 2015 г.: Глобальные вызовы с позиции водной перспективы

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: Глобальные вызовы, дисбаланс между бедными и богатыми, особая уязвимость горных стран, внедрение инструментов оплаты за экологические услуги. Необходимость регулятивных инструментов, которые учитывают целостные и интегрированные подходы.

КСВУ 4: Вода после 2015 г.: Финансирование и управление

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: Как улучшить управление водными ресурсами через финансирование и руководство. Важность гендерного равенства. Использование тарифов и разработка новых финансовых механизмов продемонстрировала хорошие результаты во многих странах. Долгосрочное видение и борьба с коррупцией в секторе финансирования. Услуги по водоснабжению.

КСВУ 5: Вода после 2015 г.: Водное сотрудничество, как катализатор в достижении Целей по воде

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: важная роль данных и информации; роль науки (дипломатия науки, наука может пересечь многие границы); роль средств массовой информации и женщин; роль местных знаний; необходимость инвестирования в общие проекты. Акцент на общие цели и задачи. Водное руководство – залог успеха. Важная роль институтов. Водная дипломатия поможет политикам и населению понять глубже водные вопросы. Дипломаты могут играть большую роль в продвижении сотрудничества. Использование водной дипломатии для межсекторального сотрудничества.

Ш. Хамраев в своем выступлении отметил о критической важности осуществления водного сотрудничества на основе норм и принципов международного права. В ответ на критику, прозвучавшую на пленарном заседании от премьер-министра Кыргызской Республики в отношении деятельности МФСА, Ш. Хамраев подчеркнул, что существующая региональная структура МФСА, функционируя за эти годы, показала свою жизнеспособность. Этот механизм сотрудничества в экологическом и водном секторе позволяет странам решать основные вопросы, связанные с охраной окружающей среды, смягчением Аральского кризиса, управлением и распределением трансграничных водных ресурсов. Он отметил, что, не создавая нового, нельзя разрушать старое, а странам необходимо работать над укреплением структур МФСА, в частности, двух БВО. Ш. Хамраев высказал свое несогласие с прозвучавшим на круглом столе тезисом, что вода является политическим ресурсом. Он отметил, что вода – это общее достояние и нельзя политизировать водные вопросы, а нужно эффективнее решать имеющиеся проблемы в управлении водными ресурсами. В регионе реализуются различные проекты по совершенствованию управления водными ресурсами, в том числе при содействии международных партнеров таких как, например, ЕЭК ООН и Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству. Важно, чтобы все международные партнеры это учитывали и соблюдали особую осторожность в своих высказываниях для того, чтобы водная дипломатия смогла достичь эффективных результатов. Все действия должны осуществляться на основе детального анализа и всесторонних оценок, а не голословных утверждений.

Д. Зиганшина в ходе обсуждений поблагодарила докладчиков за продвижение идей водного сотрудничества и дипломатии. Она отметила важность всех действий в этом направлении в рамках международного права, которое рассматривает сотрудничество как обязательство стран. Но важно понимать международное право не просто как набор правил, а как систему правовых отношений, которые надо строить во имя мира и безопасности. Касательно водной дипломатии, хотелось бы добавить к роли науки, также роль технологий, который играют ключевую роль в водном секторе. Представитель Госдепартамента США правильно отметил о важности совместных региональных водных проектов, но, к сожалению, в регионе их количество снижается.

КСВУ 6: Вода после 2015 г.: Укрепление интегрированного подхода в достижении ЦУР по воде

Обобщенные итоги панели, доложенные на заключительном пленарном заседании: цели устойчивого развития должны быть во благо людей; необходимы безотлагательные действия в водном секторе для смягчения последствий изменения климата; роль женщин в процессе разработки и реализации целей устойчивого развития; трансграничный аспект ИУВР; продумывание за пределами водного сектора и использование подхода увязки (нексус); подотчетность и борьба с коррупцией; налаживание связи между итогами Всемирного водного форума в Корее, процессами декады воды и целями устойчивого развития.

Параллельные мероприятия

Во второй половине первого дня были проведены девять параллельных мероприятий.

  • ПМ 1: Неформальные консультации по предложенной новой Международной декаде действий «Вода для устойчивого развития»
  • ПМ 2: Отрасль системы водоснабжения и сточных вод на Ближнем Востоке и в Центральной Азии
  • ПМ 3: Образование по устойчивому управлению водными ресурсами
  • ПМ 4: Традиции и культура народов Центральной Азии по использованию водных ресурсов
  • ПМ 5: Продвижение ЦУР в ЦА: роли региональных институтов
  • ПМ 6: Женщины как проводники перемен в вопросах воды: Размышления об опыте в этой области
  • ПМ 7: Содействие трансграничному водному сотрудничеству: новые разработки
  • ПМ 8: Важное значение водных ресурсов для устойчивого развития и ЦУР
  • ПМ 9: Международное сотрудничество Японии в водном секторе

Конференция завершила свою работу принятием декларации.

Зам. директора НИЦ МКВК Д. Зиганшина