К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 3 (282) февраль 2016 г.



ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА РЕГИОНАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРОЕКТА ВСЕМИРНОГО БАНКА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (CA-WaRM)

Заместитель директора НИЦ МКВК Вадим Соколов принял участие в первой встрече Региональной рабочей группы (РРГ) Проекта Всемирного банка по управлению водными ресурсами в Центральной Азии (CA-WaRM). Встреча проходила 15-17 февраля 2016 года в офисе регионального представительства Всемирного банка в Центральной Азии в Алматы, Казахстан.

Во встрече принимали участие представители Казахстана, Кыргызской Республики, и посредством видео-связи – Туркменистана. Представители Таджикистана на встрече отсутствовали. Региональные организации на встрече были представлены: ИК МФСА, НИЦ МКВК, НИЦ МКУР, РЦГ, БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», Секретариат МКВК, КДЦ «Энергия».

Общая цель проекта CA-WARM: повышение доступности, надежности и наращивания аналитического потенциала для использования информации о водных ресурсах в целях улучшение процессов планирования, мониторинга и управления водными ресурсами в водохозяйственных организациях Центральной Азии.

Цели проведения данной встречи: (i) рассмотрение проекта Технического задания для регионального компонента проекта CA-WaRM; (ii) обсуждение задач работы РРГ; и (iii) обсуждение идей для приоритезации региональных мероприятий.

Проект включает три компонента - информационный, институциональный и инвестиционный.

Компонент A. Информационный: В рамках этого компонента будет осуществляться укрепление и развитие современных платформ общих данных и информации на региональном и национальном уровнях. Данная работа будет включать оказание технического содействия и другой поддержки с целью:

  • совершенствования процессов мониторинга водных ресурсов (включая использование имеющихся продуктов и услуг в области спутниковых данных);
  • модернизации служб прогнозирования (краткосрочного и сезонного, метеорологического, гидрологического, наводнений, засух);
  • расширения использования анализа данных, моделирования и систем поддержки принятия решений в целях интегрированного планирования (в том числе долгосрочного) и принятия операционных решений;
  • развития мультимедийных продуктов знаний в области управления водными ресурсами;
  • проведения специальных исследований и изысканий для устранения критических пробелов в знаниях;
  • совершенствования и развития региональной информационной сети по водным ресурсам и охране окружающей среды.

Компонент B. Институциональный: В рамках данного компонент будет осуществляться укрепление технического потенциала и развитие институциональной и политической платформы для управления водными ресурсами на региональном и национальном уровнях. Данная работа будет включать оказание технического содействия, организацию обучения и оказание другой поддержки с целью:

  • укрепления соответствующих организаций, работающих в сфере водных ресурсов, гармонизации стандартов и протоколов с соответствующим институциональным развитием с целью внедрения новых технологий, решения возникающих проблем и задач и реализации возможностей, повышения институциональной эффективности;
  • реализации мероприятий по обучению и повышению потенциала для модернизации навыков планирования и управления водными ресурсами в соответствующих организациях, работающих в сфере водных ресурсов;
  • укрепления профессионального взаимодействия, программ стажировок и работы с общественностью; развитие региональных институтов, ответственных за управление водными ресурсами, в частности МКВК и ее органов.

Компонент C. Подготовка и реализация инвестиций: В рамках данного компонента будет осуществляться поддержка реализации инвестиций, а также подготовка «портфеля» новых инвестиций для поддержки мероприятий по усовершенствованию процессов управления водными ресурсами. Данная работа будет включать строительство, внедрение высокотехнологического оборудования, оказание технического содействия и другой поддержки с целью:

  • модернизации сети мониторинга водных ресурсов (для мониторинга метеорологических условий, стока, уровня воды, качества воды, осадочных отложений, подземных вод и т.д.);
  • модернизации инфраструктуры руководства (по запросам; т.е. внедрение высокотехнологического оборудования и программного обеспечения для совершенствования работы информационных центров по водным ресурсам на региональном и национальном уровнях, средств связи и передачи информации, компьютерное обучение, цифровые библиотеки, расширение доступа к спутниковым данным и т.д.);
  • поддержка подготовительных исследований для привлечения инвестиций регионального или национального значения (например, в области безопасности гидротехнических сооружений, модернизации систем мониторинга, водосберегающих технологий, и т.п.);
  • привлечения инвестиций в такие приоритетные объекты инфраструктуры, как автоматизация систем мониторинга и водораспределения, реконструкция и модернизация гидротехнических сооружений, внедрение водосберегающих технологий и проч.

По информации Всемирного банка сроки реализации первого этапа проекта CA-WARM составят 6 лет, начиная с 2017 года. Финансирование первого этапа (грантовых и кредитных средств) составит приблизительно 90 млн. долларов США (на региональном и национальном уровнях). Конкретная сумма финансирования будет уточнена в ходе разработки детального проектного документа, который должен быть разработан до июня текущего года и внесен на рассмотрение Совета директоров Всемирного банка. Структура финансирования включает один проект с 6 соглашениями о финансировании: одно соглашение для каждой из 5 стран Центральной Азии и одно региональное соглашение – для региональной рабочей группы.

Во второй половине первого дня встречи участникам встречи был предложен проект Технического задания для Региональной рабочей группы.

Участниками было согласовано, что в состав РРГ должны входить национальные координаторы пяти стран, а также представители региональных организация под эгидой МФСА. На сегодняшний день МФСА включает в себя Исполнительный комитет и два технических органа: Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК), занимающуюся, главным образом, управлением водными ресурсами, а также Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию (МКУР), имеющую более широкие полномочия в области охраны окружающей среды. Особый акцент будет сделан на региональные учреждения, ответственные за управление водными ресурсами, в частности, МКВК и ее исполнительные органы (НИЦ МКВК, БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья»), а также Региональный центр гидрологии ИК-МФСА и Координационно-диспетчерский центр «Энергия». Таким образом, РРГ будет состоять из 13 членов (5 национальных представителей и 8 региональных).

Было согласовано, что работа РРГ будет модерироваться представителями Всемирного банка (предложение в этом качестве использовать РЭЦ ЦА, было единогласно отвергнуто). Председательство на встречах РРГ будет осуществляться поочередно представителями стран.

Региональная рабочая группа будет заниматься составлением проекта предложенной программы региональных мероприятий, финансирование которой будет осуществляться в рамках проекта, в целях укрепления систем управления информацией и знаниями в сфере водных ресурсов, связывающих все пять стран, а также для более эффективного обмена информацией по бассейнам и проведения соответствующего анализа. Программа также может охватывать вопросы, связанные с организациями управления на региональном уровне, в том числе финансовую устойчивость и участие партнеров; процедуры принятия решений; участие соответствующих инстанций в принятии решений; координирование работы и взаимодействие между организациями МФСА на региональном уровне и между его штаб-квартирой и национальными филиалами.

РРГ будет представлять свои идеи и рекомендации для рассмотрения и утверждения руководящему комитету (РРК). В круг ответственности самой РРГ не входит принятие решений.

В последующие полтора дня участники встречи обсудили идеи для включения в комплекс региональных мероприятий проекта, его план-график реализации, вводную информацию о целях и критериях для обоснования состава мероприятий. Были обсуждены механизмы реализации проекта в части уточнения Технического задания для Региональной рабочей группы.

В ходе обсуждения ТЗ для РРГ представители Республики Узбекистан (Ш. Кучкаров и Н. Гавриленко), а также Ш. Талипов (ИК МФСА) обратили внимание участников на необходимость учета в рамках регионального компонента проекта практических мер, направленных на модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, включая:

  • строительство, реконструкция и модернизация зданий и сооружений национальных диспетчерских центров, обеспечивающих прогнозирование мониторинг и управление водными ресурсами,
  • переоборудование всей системы учета и управления водных ресурсов с учетом передового международного опыта (включая оборудование, программные средства и системы связи).

Вадим Соколов представил участникам видение реализации проекта НИЦ МКВК. Во-первых, необходимо чётко обозначить, что главная цель проекта - усилить сотрудничество между странами на основе взаимных выгод и строгого следования положениям международного водного права. Для этого информационный компонент должен обеспечить полный набор информации по наличию водных ресурсов в поверхностных водных источниках, их изменчивость в результате климатических колебаний за прошедшие периоды наблюдения и на перспективу. Обеспечить данные о наличии подземных располагаемых водных ресурсов, а также возвратных вод от промышленности, коммунального хозяйства и орошения. Необходимо оценить требования природного комплекса дельт рек и замкнутых водоёмов (Аральского моря, Арнасая и др.).

Предполагаемое разделение программы на национальные и региональную часть в принципе может привести к желаемым результатам, если будет налажен соответствующий механизм координации между национальными группами и региональной группой. Имеется негативный опыт прошлого – так, выполненный в 1998-2001 годах проект GEF продемонстрировал, что, несмотря на значительные вложения (6 миллионов долларов США), проект не привёл к желаемому результату между странами, ибо несогласованные требования стран на воду не смогли быть удовлетворёнными водными ресурсами бассейна Аральского моря без ущерба друг другу и природному комплексу. Необходимо, чтобы с начала работ было оговорено, что потребности стран в воде для всех видов нужд, будут увязаны с региональными ограничениями. Эти ограничения будут выражены в виде экологических и санитарных потребностей, соответствии доли водозабора каждой страны контрольным цифрам схемы комплексного использования водных ресурсов речных бассейнов, а также возможности применения механизма многолетнего регулирования в интересах адаптации к изменению климата. Создание в рамках проекта различных инструментов и механизмов управления и планирования потребует соответствующую подготовку кадров водных менеджеров, плановиков и руководителей водопользователей, с тем, чтобы подготовленные механизмы оказались полезно действующими. Немаловажная составляющая этого тренинга должна быть правовая юридическая подготовка, вооружающая водников и стейкхолдеров набором своих прав и обязанностей.

Предложения представителей Узбекистана и НИЦ МКВК, а также и предложения других участников встречи были обсуждены при составлении приоритетов комплекса региональных мероприятий проекта. Существенными результатами встречи являются:

  • Создан конструктивный рабочий климат сотрудничества в рамках дискуссий РРГ и «мозгового» штурма.
  • Структура механизмов работа РРГ
  • Предварительный перечень региональных направлений работы
  • Перечень критериев (для приоритезации идей)

Предварительный перечень региональных направлений выработанных в рамках встречи:

По информации:

  • Инвентаризация (предыдущие мероприятия, текущее состояние, потребности), сверка данных, исследования для объединения региональных данных
  • Совершенствование автоматизированных систем мониторинга и отчетности
  • Расширение использования данных спутникового и дистанционного наблюдения
  • Повышение достоверности прогнозирования (краткосрочное, сезонное, долгосрочное)
  • Углубление понимания бассейнов/районов стока (водосборы, ледники, экосистемы, подземные воды, загрязнение вод, альтернативные источники воды, водный баланс)
  • Создание единой системы доступа к данным; доступ к информации/обмен информацией по водным ресурсам
  • Инструменты/модели анализа данных, учета водных ресурсов
  • Интерактивная информационная система с данными в реальном времени
  • Совершенствование продуктов знаний, порталов, приложений

По институциональным вопросам:

  • Гармонизация/унификация стандартов/протоколов/юридических документов (напр., для мониторинга водных ресурсов, обмена данными, качества данных, подземных вод, загрязнения вод, гидротехнической безопасности)
  • Установление взаимосвязей между работой национальных и региональных организаций
  • Наращивание институционального потенциала, в т.ч. подразделений/филиалов
  • Создать современный водный ситуационный центр
  • Стипендии для будущих специалистов водного хозяйства
  • Регулярные конференции, семинары, обучение, ознакомительные поездки
  • Возобновление координированных научных исследований и расширение взаимодействия с научным сообществом/образовательными сетями; использование регионального опыта
  • Координация и синергия в другими мероприятиями, финансируемыми донорами
  • Межотраслевые рабочие группы по специализированным темам (напр., гидротехническая безопасность)

По инвестиционному компоненту:

  • Модернизация инфраструктуры для мониторинга водных ресурсов
  • Строительство/переоборудование зданий; центры информации о ситуации в бассейне с открытым доступом для общественности (в том числе для двух БВО),
  • Определение объема/анализ технического состояния водной инфраструктуры и потребностей в модернизации (в т.ч. гидротехническая безопасность, повышение эффективности)
  • Пилотные проекты (на основе глобального передового опыта), напр. мониторинг, SCADA, «умные» информационные технологии, эффективность водных ресурсов - для двух БВО, комиссии Чу–Талас и т.д.
  • Расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий (аппаратное, программное обеспечение)

Согласно проекту Технического задания для РРГ, рекомендации по этому комплексу будут направлены Региональному руководящему комитету (РРК), состоящему из высокопоставленных чиновников всех пяти стран, для одобрения и выработки дальнейших руководящих указаний.