20-Е ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ВОДНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДЛЯ КОМПОНЕНТА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И 11-Я ВСТРЕЧА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ИУВР В РАМКАХ ВОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН
20-е заседание Рабочей группы Водной инициативы Европейского Союза для компонента Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВИЕС ВЕКЦА) состоялось 17 октября 2016 г. в Женеве.
Вела заседание Кармен Неагу, Старший советник отдела по управлению водными ресурсами Министерства окружающей среды и изменения климата Румынии.
В своей вступительной речи Марко Кайнер, Директор отдела по окружающей среде ЕЭК ООН, отметил о совместных действиях ЕЭК ООН и ЕС в регионе и представил новую публикацию «Водные реформы в странах ВЕКЦА». Он отметил имеющийся потенциал ЕЭК ООН в поддержке всех Целей устойчивого развития (ЦУР), не только Цели 6, а также в оказании методологической помощи при сборе статистики.
Марта Морен Абат, Начальник отдела по вопросам международных вод, Генеральный директорат по вопросам окружающей среды Европейской комиссии говорила о важности бассейнового планирования управления водными ресурсами. Она отметила о финансировании, предоставляемом Комиссией странам региона, и об ожиданиях. Что ситуация в странах будет улучшаться в результате реализации проектов ЕС. В Центральной Азии ЕК старается поддерживать постоянный диалог со странами, в частности была проведена министерская встрече в Риме, следующая встреча намечена на 2017 год.
Мэтью Гриффитс, старший руководитель программы Природоохранного директората ОЭСР, сделал акцент на роли Рамочной водной директивы, которая служит созданию «общего языка» для стран Европы и ее ассоциированных членов и построению доверия через совместную реализацию ее положений. Подход на основе нексуса был назван хорошим примеров обеспечения согласованности политик различных секторов.
Затем представители стран ВЕКЦА поделились примерами проводимых или планируемых реформ в их странах.
Азербайджан. В 2010 году был подписан меморандум между ЕЭК ООН и Азербайджаном и началась разработка национальной водной стратегии, ведутся работы по подписанию соглашений с Грузией, реализуется проект с Грузией и ЕЭК ООН по нексусу в бассейне реки Алазан. В планах на будущее – улучшение показателей по протоколу по воде и здоровью.
Беларусь. Докладчик рассказал о принятии новой редакции Водного кодекса, который вступил в силу 2015 году. В данном документе заложен бассейновый принцип управления и предусмотрено создание бассейновых советов. Проводятся работы по адаптации к изменению климата в бассейне реки Неман.
Казахстан. Ведутся работы по разработке схем комплексного использования для каждого речного бассейна, которые обновляются каждые 5 лет. Рассматривается вопрос о присоединении к Протоколу по воде и здоровью.
Представитель Кыргызстана рассказал об управлении водными ресурсами в стране, которое осуществляется несколькими организациями. В начале 2013 года свое первое заседание провел Национальный совет по воде. Определены 5 национальных бассейнов как единиц управления, но пока успешным можно назвать только Чу-Таласский бассейн. С 2008 года проведено 14 заседаний в рамках диалогов по национальной водной политике. Среди результатов этой работы – подготовка концепции бассейнового плана для бассейна реки Чу, мероприятия по приведению водного сектора в соответствии с существующим водным кодексом, исследование инноваций по водосбережению, предоставление институциональной поддержки водному сектору для осуществления безопасной эксплуатации ГЭС, рекомендации по совершенствованию финансирования водного сектора, механизм координации проектов международных партнеров, в контексте протокола по воде и здоровью – установлены целевые показатели.
Молдова. Важным является реформирование водной и других политик в связи с подписания ассоциированного соглашения с ЕС. Новой водный кодекс принят в 2013 году, бассейновые планы для двух речных бассейнов будут в скором времени обновлены, реализуется проект по усилению институциональной структуры по санитарии для достижения ЦУР.
Туркменистан. 14 сентября 2016 года была принята новая редакция Конституции Туркменистана, 15 октября 2016 вступил в силу указ о принятии нового Водного кодекса, в котором заложены принципы ИУВР, сочетание бассейнового и территориального принципов управления, расширены возможности для участия водопользователей. Требуется поддержка Министерству сельского хозяйства, в чей состав вошло бывшее Министерство водного хозяйства, в наращивании потенциала по исполнению нового Водного кодекса. В рамках реализации программы по социально-экономическому развитию страны до 2030 года, принята программа по изменению климата, а национальные цели по устойчивому развитию будут, по всей видимости, готовы к весне 2017 года. Исполком МФСА находится в стадии переезда из Ташкента в Ашхабад. По всей видимости, основным вопросом в повестке дня Исполкома в Туркменистане будет разработка ПБАМ 4.
Таджикистан. В 2013-2014 годы было осуществлено делегирование функций по политике Министерству энергетики и водных ресурсов, в декабре 2015 принята программа реформ водного сектора. Требуется лучшая координация доноров: SDC и другие европейцы работают в бассейне реки Сырдарья, Всемирный банк – в бассейне реки Кафирниган, АБР – в бассейне реки Пяндж. Комплексно подходят к решению вопросов только в рамках проекта Всемирного банке в бассейне Кафирниган, в других бассейнах нет такого. Планы создать 4 бассейновых совета. В январе 2016 года создана Координационная группа и начаты работы по разработке нового Водного кодекса.
Украина. Основные приоритеты – обязательства по ассоциации с ЕС и реализации 6 директив, связанных с водой. Благодарны за поддержку европейских партнеров в реализации проектов по охране международных речных бассейнов.
Узбекистан. Проводимые в стране реформы в водном секторе позволили уменьшить водозабор с 64 до 51 км3. В рамках программы на 2013-2017 гг. предоставляются льготы для внедрения водосберегающих технологий. Сокращается посев хлопчатника – 300 тыс. га уже сокращены и заменены менее влагоемкими культурами. Общие мелиоративные мероприятия намечены до 2018 г. и уже потрачено более 500 млн. долларов для восстановления мелиоративного состояния земель на территории более 1 млн. га.
На следующей сессии были представлены события в рамках ВИЕС, со времени 19-го заседания рабочей группы. В частности, с подробной информацией выступили представители Туркменистана, Грузии и Азербайджана с освещением новых нормативно-правовых актов, принятых в их странах. Затем представители ОЭСР и ЕЭК ООН рассказали об осуществляемых и планируемых мероприятиях по взаимосвязи между водой, энергией и экосистемами в Центральной Азии. Были также представлены рекомендации по управлению водными ресурсами в рамках недавно проведенных Обзоров результативности экологической деятельности в рамках ЕЭК ООН.
На заключительной сессии были представлены проекты доноров по управлению водными ресурсами в регионе, включая портфель проектов ЕБРР по воде в Центральной Азии, программу Финляндии по оказанию помощи водному сектору Кыргызстана и Таджикистана (FinWaterWEI II), содействие в сфере трансграничного водного сотрудничества со стороны ОБСЕ и водные проекты ОЭСР в регионе ВЕКЦА.
18 и 19 октября 2016 года в Женеве состоялось 11-е заседание Рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами в рамках Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная конвенция).
Основные вопросы повестки дня включали в себя:
- Ход процесса ратификации, включая ратификацию поправок, направленных на открытие Конвенции для стран, расположенных за пределами региона.
- Специальное заседание, посвященное двадцатой годовщине вступления в силу Конвенции и ее открытию для глобального присоединения.
- Оказание поддержки в осуществлении и применении Конвенции
- Выявление и оценка выгод трансграничного водного сотрудничества и распространение информации о них.
- Взаимосвязь между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничных бассейнах.
- Адаптация к изменению климата в бассейнах трансграничных рек.
- Открытие Конвенции, пропаганда и партнерства
- Водная инициатива Европейского союза и национальные диалоги по вопросам политики.
- Международный центр по оценке со стояния вод.
- Вода и промышленные аварии.
Секретариат проинформировал участников о положении с ратификацией Водной конвенции и о том, что 1 марта 2016 года Конвенция превратилась в глобальный механизм трансграничного водного сотрудничества. В ходе специального заседания, посвященного двадцатой годовщине вступления в силу Конвенции и ее открытию для глобального присоединения, прозвучали официальные поздравления и заявления от ряда стран, которые рассматривают вопрос о возможном присоединении к конвенции.
В рамках пункта повестки дня, касающейся оказания поддержки в осуществлении и применении Конвенции, было рассмотрено три вопроса. Первый касался оказания содействия с целью поддержки присоединения к Конвенции и ее осуществления через проекты на местах и создание потенциала, в рамках которой Секретариат доложил о действующих проектах в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, а именно проекты на Чу-Таласе, Дрине, Днестре, Афгано-Таджикское сотрудничество по гидрологии и окружающей среде, сотрудничество по качеству воды в ЦА, сотрудничество по безопасности плотин в ЦА, поддержка процессам регионального сотрудничества через развитию информационного пространства. В качестве одного из планируемых мероприятий отмечалось усиление сети СВО ВЕКЦА при поддержке ЕЭК ООН, ГВП и INBO.
По второму вопросу – о работе 6-го заседания Комитета по осуществлению, которое состоялось 3-4 мая в Женеве – доложила Зиганшина Д. В частности, было отмечена роль Комитета в отношении глобального открытия Конвенции и новой задаче, возложенной Президиумом на Комитет, относительно оказания поддержки Секретариату в реагировании на запросы, получаемые от потенциальных новых Сторон.
Третий вопрос касался внесения изменения и дополнений в вопросник по отчетности по Конвенции. Как известно, Совещание Сторон на своей седьмой сессии приняло решение о создании механизма отчетности по Конвенции. В соответствии с решением VII/2 представление отчетности начнется с реализации экспериментального проекта в 2016–2017 годах для тестирования прилагаемой к решению типовой формы. Рабочая группа была проинформирована о продлении срока представления данных по пилотной отчетности до 28 февраля 2017 года. ЕЭК ООН совместно с ЮНЕСКО были назначены ответственными на глобальном уровне по проведению мониторинга достижения Целей в области устойчивого развития, в частности цели 6, касающейся наличия чистой воды и санитарии, и связанной с ней задачи 6.5, касающейся ИУВР и трансграничного сотрудничества, с предложенным показателем 6.5.2, касающемся процентной доли площади трансграничного бассейна, в отношении которой имеется действующий механизм сотрудничества в области водных ресурсов. В этой связи Секретариат Водной конвенции разработал дополнительные вопросы для включения в форму пилотной отчетности, на основе которых каждая страна должна рассчитать, какова площадь трансграничных бассейнов на ее территории, на которой имеется действующий – а не номинальный – механизм сотрудничества. Для определения действенности предложено четыре критерия:
- наличие совместного органа или комиссии;
- наличие формальных связей между прибрежными странами, например, посредством проведения регулярных встреч;
- наличие совместных или скоординированных планов действий в трансграничных бассейнах;
- регулярный обмен информацией между прибрежными странами.
Участники рабочей встречи также обсудили начальные шаги по разработке концепции третьей всеобъемлющей оценки, включая ее тематический и географический охват (с учетом глобального открытия Конвенции), порядок ее реализации и партнеров по осуществлению, варианты финансирования и связи с другими текущими процессами, такими как представление отчетности по Конвенции и Программой оценки трансграничных вод.
Выявление и оценка выгод трансграничного водного сотрудничества и распространение информации о них. На седьмой сессии Совещание Сторон постановило оказывать поддержку Сторонам и другим государствам, по их просьбе, в совершенствовании сотрудничества в вопросах, касающихся их трансграничных вод, посредством освещения потенциальных возможностей получения выгод сотрудничества, а также обеспечения форума для оценки подобных выгод и распространения информации о них в целях содействия укреплению текущего сотрудничества.
Для этих целей была разработана «Программная руководящая записка о выгодах трансграничного водного сотрудничества: выявление, оценка и распространение информации о них», подходы которой были протестирована в бассейнах рек Окаванго и Дрин. Были также проведены ознакомительные семинары в Мексике и Тунисе. Программа на будущее включает в себя проведение пилотных оценок в других заинтересованных бассейнах мира, а также проведение семинара для обмена опытом по пилотным оценка в начале 2018 года.
Взаимосвязь между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничных бассейнах. На 7-й сессии Совещание Сторон приняло методологию оценки взаимосвязи между водой, продовольствием, энергией и экосистемами и призвало ее использовать в дальнейшей работ. Участники совещания были проинформированы о мерах по итогам оценок рек Алазани/Ганых, Сава и Сырдарья, а также о новых оценках в бассейне реки Дрин и системы водоносных горизонтов северо-западной Сахары. 6–7 декабря 2016 года провести глобальное рабочее совещание по взаимосвязи между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в Женеве.
В рамках этой области работы Совещание Сторон также постановило собрать примеры передовой практики в распределении водных ресурсов (вододелении), совместного использования водных ресурсов и выгод их совместного использования, в том числе путем организации глобального рабочего совещания в 2017 году по этим вопросам. Исходя из этого, Рабочая группа обсудит методику решения этих задач, включая сроки будущих мероприятий и партнеров, которые будут участвовать в этой работе.
Для реализации этой задачи подгруппа Бюро соберется в ноябре 2016 года для обсуждения первоначальных идей. В январе-феврале – семинар для определения основных проблем, в марте-апреле – запрос на подачу заявок по передовой практике вододеления на трансграничном уровне. 17-18 октября 2017 года глобальный семинар. Применительно к региону Центральной Азии было отмечено, что РЭЦЦА при поддержке Евросоюза осуществляет проект по диалогу о взаимосвязи в Центральной Азии (Central Asian Nexus Dialogue).
В процессе обсуждений Кыргызстан и Казахстан выразили поддержку развитию подхода на основе взаимосвязи. В частности, Кыргызстан отметил важность этого подхода для взаимовыгодного для всех стран развития гидроэнергетики в верховьях рек. Было отмечено, что Камбаратинские ГЭС могут удовлетворить нужды Кыргызстана без ущерба для государств нижнего течения. Специалисты Кыргызстана также работают над рекомендациями, сформулированными в оценке ЕЭК ООН по оценке взаимосвязи в бассейне Сырдарья, для нахождения компромиссных решений. Казахстан отметил важность подхода на основе взаимосвязи, ссылаясь на три большие ГЭС в бассейне реки Иртыш.
Следующим вопросом повестки дня было обсуждение работ по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах. Рабочая группа была проинформирована об итогах шестого рабочего совещания по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах, которое прошло в Женеве 13–14 сентября 2016 года, а также о ходе осуществления пилотных проектов и других мероприятий в рамках глобальной сети бассейнов. Были озвучены следующие выводы семинара:
- недостаток политической воли – необходимо повышать осведомленность политиков и общественности;
- важность финансирования внутри стран (минфин);
- долговременные и краткосрочные стратегии финансирования мер по адаптации к изменению климата;
- рассмотрение воды в более широком экономическом контексте (трудоустройство, экосистемы);
- необходимо руководство для разъяснения, какие существуют международными фонды, которые финансируют программы, связанные с изменением климата (непосредственно или опосредованно);
- необходимость обоснований в привлекательном для банкиров виде;
- легче найти финансы, если есть бассейновый план.
Зиганшина Д.Р. проинформировала о реализации НИЦ МКВК совместно с партнерами из Туркменистана и Узбекистана научно-исследовательского проекта «Адаптация управления трансграничными водными ресурсами в бассейне Амударьи к возможным изменениям климата», который финансируется USAID через программу «Налаживания партнерства для повышения участия в научных исследованиях» (PEER).
В рамках пункта повестки дня «Открытие Конвенции, пропаганда и партнерства» обсуждалось поощрение присоединения к Конвенции посредством повышения осведомленности и развития потенциала для осуществления ее положений. Участники встречи были проинформированы о национальных рабочих совещаниях по Водной конвенции по водам, которые были организованы для Ирака (Амман, 10–11 января 2016 года), Туниса (Тунис, сентябрь 2016 года) и Мексики. Следующие выводы могут быть сделаны из докладов о проведенных семинарах:
- недостаток политической воли в продвижении положений двух Конвенций;
- осведомленность о Конвенциях растет, но понимание их положений все еще низкое;
- большая потребность в наращивании потенциала для устранения неправильного понимания и толкования положений Конвенций;
- очень важно вовлекать все заинтересованные стороны и сектора в семинары по повышению осведомленности и потенциала для реализации Конвенций;
- важно сочетать теорию с практикой;
- Руководство по осуществлению Конвенции является важным инструментом для разъяснения положений Водной конвенции, но в нем нет ответов на все вопросы и не всегда оно имеется на доступном языке.
WWF доложил о разработке совместно с IUCN, Green Cross International и Университетом Данди дорожной карты по пропаганде двух Водных конвенций на глобальном уровне. В частности, предусматривается создание портала, на котором будут собраны все ссылки на имеющиеся ресурсы по двум Конвенциям и их имплементации, а также будет подготовлена база данных экспертов, чья помощь может быть полезна в будущих работах по содействию осуществлению и расширению членства Конвенций.
Затем в группах был обсужден проект Стратегии осуществления Конвенции на глобальном уровне, в результате которой участники предложили конкретные действия для включения в стратегию.
Зам. директора НИЦ МКВК
Зиганшина Д.Р.
|