К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 17 (296) ноябрь 2016 г.



4-Я ВСТРЕЧА СОВЕЩАНИЯ СТОРОН ПРОТОКОЛА ПО ПРОБЛЕМАМ ВОДЫ И ЗДОРОВЬЯ

14-16 ноября 2016 года в г. Женеве состоялась 4-я сессия Совещания Сторон Протокола по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная конвенция ЕЭК ООН), в которой приняли участие более 200 человек.

Основные акценты совещания:

  • Совещание сторон приняло амбициозную программу работ на 2017-2019 гг., сделав упор на два стратегических направления: повышение резильентности (устойчивости) к изменению климата и улучшение положения в области водоснабжения, санитарии и гигиены в школах и в медицинских учреждениях.
  • Неоднократно подчеркивалась тесная связь между Протоколом по воде и здоровью и Целями устойчивого развития. Протокол может быть использован для реализации ЦУР на национальном уровне. Этой теме было посвящено Специальное заседание по продвижению вперед по повестке дня в области воды и санитарии в панъевропейском регионе: роль Протокола по проблемам воды и здоровья в реализации повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Итоги сессии можно свести к следующему:
    • Без устойчивого водоснабжения невозможно экономическое развитие.
    • Климатические изменение могут привести к обострению проблем водоснабжения, в том числе через новые миграционные потоки и проблемы в странах исхода, транзита и назначения.
    • Критически важная связь между водой и экосистемами.
    • Протокол по проблемам воды и здоровье явился предтечей ЦУР, а некоторые ЦУР стараются поспеть за Протоколом, поэтому панъевропейский регион установил высокую планку и движется в правильном направлении. Успешная реализация положений Протокол обеспечит достижение ЦУР в регионе.
    • Протокол и его активная институциональная составляющая. Директивные и стратегические документы. Колоссальный объем знаний – положительная сторона Протокола.
    • Межсекторальное сотрудничество, землепользование, образования. Некоторые называют это нексус, но также используется термин «институтализация» совместных задач.
    • Сотрудничество в трансграничном контексте. Реки не знают границ. Между государствами возникают трения, но они ничто по сравнению потенциальным объединяющим значением сотрудничества.
    • Сотрудничество в сфере здравоохранения. Регион проделал большой путь и вправе гордиться своими достижениями, поэтому важно делиться знаниями в контексте ЦУР. Авторитет и значимость важно повышать.
    • Нужна инициатива, нужны лидеры

  • Реализация Протокола в первую очередь предполагает установление целевых показателей по улучшению ситуации с водой и здоровьем в каждой стране региона. В ходе заседания Стороны Протокола и страны, пока не ратифицировавшие его, но сотрудничающие с Протоколом, представили информацию об установлении целевых показателей. Стоит отметить, что количество таких показателей и их формулировки каждая страна выбирает самостоятельно в зависимости от своих специфичных условий и потребностей. В помощь странам был подготовлен «Сборник примеров надлежащей практики и извлеченных уроков в области установления целевых показателей».
  • Около 23% населения панъевропейского региона обеспечивается питьевой водой из маломасштабных источников водоснабжения. Такие системы более подвержены опасности заражения и загрязнения, поэтому протокол уделяет им особое внимание. На Совещании Сторон были презентованы две новые публикации, в которых содержится обширный перечень инструментов для совершенствования маломасштабных систем водоснабжения и санитарии.
  • 17% всех эпидемий, связанных с водой заболеваний, вызваны зараженной водой. Поэтому работа по профилактике связанных с водой заболеваний остается одним из приоритетных вопросов в рамках Протокола.
  • Участникам встречи была представлена информация о работе и достигнутом прогрессе в области равного доступа к воде и санитарии, включая применения Карты оценки равного доступа. Этот вопрос приобрел особо важное значение, поскольку доступ к питьевой воде и санитарии был признан в качестве права человека Генеральной Ассамблеей ООН и Советом по правам человека. Для поддержки усилий в этом направлении была выпущена «Руководящая записка по разработке планов действий по обеспечению равного доступа к воде и санитарии».
  • В рамках Протокола действует процедура обеспечения соблюдения, которая достаточно эффективно использует консультативный процесс со странами, испытывающими трудности в реализации положений Протокола. Недавно, в частности, были проведены консультации Комитета по вопросам соблюдения с Азербайджаном, Албанией и Боснией и Герцеговиной. Комитет также подготовил записку «Толкование положений Протокола по вопросам воды и здоровья касательно трансграничных вод», которая может служить определенным ориентиром при рассмотрении вопроса о возможном присоединении Узбекистана к Протоколу. Основной вывод, который содержится в этом документе, что при присоединении к Протоколу Стороны Водной Конвенции не будут нести никаких дополнительных обязательств касательно трансграничных вод, за исключением одного положения, касающегося устранения противоречий в существующих соглашениях с положениями Протокола.
  • Протокол в Центральной Азии: Глава делегации Казахстана официально объявил на Совещании Сторон, что в стране подходят к завершению внутригосударственные процедуры по присоединению к Протоколу. Ожидается, что Казахстан станет стороной Протокола в начале 2017 года. В мае 2016 года, Минздрав Туркменистана официально информировал Секретариат Протокола о намерении начать процесс присоединения к Протоколу. Кыргызстан и Таджикистан не делали официальных заявлений о возможном присоединении, но в этих странах ведутся работы по установлению национальных целевых показателей в соответствии с положениями Протокола по проблемам воды и здоровья. Так, в рамках Национальных диалогов по водной политике обе страны условились применять данный инструмент. Кыргызская Республика установила и утвердила целевые показатели по воде и здоровью в 2013 году, а Республика Таджикистан разработала целевые показатели в 2012-2013 годах, и в настоящее время находится в процессе их утверждения.
  • На период 2017-2019 гг. приняты следующие области работ:
    • Программная область 1 – Совершенствование управления по проблемам воды и здоровья: поддержка в установлении целевых показателей и мер по их достижению
    • Программная область 2 – Профилактика связанных с водой заболеваний и сокращение масштабов их распространения
    • Программная область 3 – Водоснабжение, санитария и гигиена в институциональных условиях
    • Программная область 4 – Малые системы водоснабжения и санитарии
    • Программная область 5 – Безопасное и эффективное управление системами водоснабжения и санитарии
    • Программная область 6 – равный доступ к воде и санитарии: воплощение прав человека на воду и санитарию на практике
    • Программная область 7 – Повышение резильентности (устойчивости) к изменению климата
    • Программная область 8 – Помощь в поддержку осуществления национальном уровне
    • Программная область 9 – Процедуры соблюдения

Зам. директора НИЦ МКВК
Зиганшина Д.Р.