К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 9 (306) май 2017 г.



ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН

23-24 мая 2017 года состоялось заседание Комитета по осуществлению Конвенции ЕЭК по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная Конвенция ЕЭК ООН). Основным вопросом повестки дня заседания стало рассмотрение национальных отчетов по выполнению Конвенции. Члены Комитета по осуществлению обсудили качество полученных по состоянию на 20 мая 2017 года отчетов и обменялись мнениями о необходимости уточнения вопросов в типовой форме. К следующему Совещанию Сторон Водной Конвенции, которая пройдет в Казахстане в 2018 года, члены Комитета подготовят доклад с результатами рассмотрения национальных отчетов стран.

Заседание Комитета по осуществлению проходило в Хапаранде на границе между Швецией и Финляндией на берегу трансграничной реки Торне. Оно было организовано по приглашению и при поддержке Финско-шведской трансграничной речной комиссии и лично профессора Кари Киннунен (члена Комитета от Финляндии). Заседанию предшествовал семинар «Водная конвенция ЕЭК ООН и Комитет по осуществлению», на котором члены Комитета рассказали о задачах и мандате данного органа Конвенции и проводимой ими работе. Во второй части семинара собравшиеся ознакомились с деятельностью трансграничных водных комиссий в регионе. В частности, были сделаны следующие презентации:

  • «Водное сотрудничество между Финляндией и Швецией» - Йохан Антти, председатель Финско-шведской трансграничной речной комиссии
  • «Водное сотрудничество между Финляндией и Норвегией» - Тимо Йокаленен, председатель Финско-норвежской трансграничной речной комиссии
  • «Водное сотрудничество между Финляндией и Россией» - Сеппо Реколейнен, руководитель департамента по международному водному сотрудничеству Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндией.

Особо интересен опыт данных комиссий в вовлечении региональных и местных органов власти в вопросы трансграничного водного сотрудничества. Так, в состав Финско-шведской трансграничной речной комиссия назначаются представители региональных отделений уполномоченных государственных органов, а также муниципалитета, на котором расположен трансграничный бассейн. Это позволяет оперативно решать вопросы и налаживать сотрудничество непосредственно на местах без постоянного вовлечения национальных органов.

Другой вопрос представляющий интерес – это реформирование Комиссии для того, чтобы она отвечала требованиям времени и решала актуальные для стран задачи. Так, первоначальная комиссия была создана по Соглашению 1972 года. Основой соглашения было обеспечение использования трансграничных вод для получения взаимных выгод, поддержка развития местных сообществ, охрана природы и рыбных ресурсов и предотвращения загрязнения. Созданная в 1972 году Комиссия представляла собой уникальный пример взаимодействия международного и национального права. Комиссия принимала свои решения, включая выдачу разрешений на водопользование и загрязнение, исходя из норм международного и национального законодательства.

В 2010 году было принято новое соглашение, которое сохранило базовые задачи по использованию и охране водных ресурсов во блага стран и окружающей среды, но также внесло существенные изменения в мандат и задачи Комиссии, которая стала называться «Финско-шведская трансграничная речная комиссия». Функции Комиссии по выдаче разрешений и другим обязательным решениям были переданы национальным органам двух стран. А главный акцент в работе Комиссии был сделан на продвижение сотрудничества и развитие приграничных регионов. В частности, Комиссия должна:

  • налаживать сотрудничество между Сторонами в области управления водными ресурсами;
  • содействовать сотрудничеству властей Сторон по координации и увязке программ, планов и мероприятий, направленных на достижение целей, установленных по состоянию водной среды и мониторингу состояния водных ресурсов;
  • содействовать координации планирования, выполняемого властями и муниципалитетами Сторон для предотвращения паводков и экологического ущерба трансграничным рекам;
  • содействовать координации и увязке работ властей и муниципалитетов Сторон по планам охраны природы трансграничных рек;
  • обеспечивать взаимодействие Сторон по программам и планам, указанным в этой Статье, и проводить совместные слушания;
  • принимать или отклонять предложения по программам или планам управления водными ресурсами;
  • контролировать выполнение Соглашения и практики получения разрешений, а также привлекать внимание Сторон к любым потребностям в изменении Соглашения.

Для ознакомления аудитории Центральной Азии с опытом трансграничного водного сотрудничества скандинавских стран НИЦ МКВК подготовит брошюру.

От НИЦ МКВК в работе совещания принимала участие Зиганшина Д.Р.