К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 29 (326) декабрь 2017 г.



НИЦ МКВК ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ СЕМИНАРЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕФИЦИТА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ДЕВЯТОМ СОВЕЩАНИИ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОДЫ И КЛИМАТА

Международный семинар по проблеме дефицита водных ресурсов

11-12 декабря 2017 года в штаб-квартире ЕЭК ООН в Женеве прошел международный семинар по проблеме дефицита водных ресурсов с акцентом на принятие мер в трансграничных бассейнах и уменьшение воздействий на здоровье человека. На семинаре были рассмотрены меры по предотвращению дефицита водных ресурсов и смягчению его последствий, принятые на трансграничном и национальном уровнях.

На открытии семинара с приветственными словами выступили представители ЕЭК ООН, Национального института здравоохранения Италии и Федерального управления по охране окружающей среды Швейцарии.

С основным докладом на тему «Тенденции в области дефицита водных ресурсов на глобальном уровне» выступил Мишель Жарро, бывший Генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации (ВМО) и бывший председатель Сети «ООН-Водные ресурсы». Докладчик отметил, что хотя нет одного общепризнанного определения засухи, ее не следует путать с дефицитом водных ресурсов. Засуха – это природное явление, а дефицит воды может быть вызван рядом социальных и экономических причин (рост населения, неэффективное использование воды и т.д.). Жарро сделал акцент на важности наличия и правильного использования данных. Годовые данные мало что говорят, большую ценность имеют сезонные и декадные данные. Этот вопрос приобретает особую важность в результате воздействия изменения климата. Как прогнозируют ученые, повышение температуры воздуха на 1 градус может привести к 20% уменьшению воды.

Оливер Шмоль из Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выступил с докладом «Дефицит воды и здоровье человека». Он остановился на трех видах воздействия недостатка воды на здоровье человека:

  • Воздействие в результате снижения количества воды (дегидратация, плохая гигиена, физические повреждения). 20 литров – абсолютный минимум для базовых потребностей;
  • Воздействие в результате ухудшения качества воды;
  • Возможное негативное воздействие на здоровье от принимаемых мер по борьбе с недостатком воды (повторное использование ненадлежаще обработанной воды).

В заключение докладчик отметил о необходимости установления в качестве неоспоримого приоритета базовых потребностей человека в воде и интегрировании вопросов здоровья в общие вопросы управления водой.

Сессия 1 была посвящена рассмотрению политических решений и институциональных механизмов по решению проблемы дефицита водных ресурсов. Фредерик Пишке из Глобального водного партнерства представил Комплексную программу по борьбе с засухой, реализуемую совместно с Всемирной метеорологической организацией, для разработки руководящих указаний по планам и инструментам для борьбы с засухой. Эта программа была проиницирована по итогам встречи высокого уровня по национальным политикам по вопросам засухи, которая прошла в 2013 году . Одним из результатов работ является подготовка Руководства по индикаторам и показателям засухи. В настоящее время ведутся работы по разработке региональных программ по борьбе с засухами с применением подхода ВОЗ и ГВП, который в целом призывает перейти от реагирования на чрезвычайные ситуации к проактивному управлению и управлению рисками.

Предотвратить засуху невозможно, а голод – можно. О решении проблемы дефицита водных ресурсов в сельском хозяйстве через Глобальную рамочную программу по борьбе с дефицитом воды в сельском хозяйстве рассказал Рухиза Жан Борото из ФАО. Джон Кабайо ознакомил собравшихся с инициативой Межправительственного органа по вопросам развития (МОВР) по снижению уязвимости и повышению устойчивости к стихийным бедствиям. Также были выступления о решение проблемы дефицита водных ресурсов в Альпийском регионе и управлении засухой в Испании.

В рамках сессии 2 был рассмотрен правовой и практический опыт решения проблемы дефицита водных ресурсов посредством трансграничного сотрудничества. Оуэн Макинтайр из Университета Корка сделал обзор основных положений международного водного права применительно к вопросам засухи. Докладчик отметил, что в очень малом количестве соглашений непосредственно рассматриваются проблемы засухи – менее 40% упоминают вопросы нехватки воды и засухи и менее 5% включают в себя меры, принимаемые в случаях засухи или нехватки воды. Между тем, основные принципы и нормы международного водного права, такие как справедливое и разумное использования и поддержание экологического стока, подразумевают принятие необходимы мер для учета потребностей населения и экосистем в различных условиях. В рамках Европейской Водной Директивы страны-члены также должны разрабатывать специальные планы по борьбе с засухами, если бассейновые планы не решают в полной мере данный вопрос.

Адриан Шмид-Бретон из Международной комиссии по охране Рейна рассказал о работах, проводимых при низком уровне воды в бассейне Рейна. О том, как засуха спровоцировала создание организации речного бассейна в бассейне реки Сенегал рассказала Арам Нгом Ндиайе. Детальная презентация о том, как решаются проблемы засухи в рамках трансграничного водного сотрудничества между Мексикой и Соединенными Штатами Америки была сделана представителями этих двух стран. В частности, докладчики проинформировали, что в октябре 2017 года был подписан Протокол 323, который продлил до 2026 года действие Протокол 319, установившего ключевые положения по управлению водными ресурсами на реке Колорадо с целью поддержания надлежащего экологического стока, восстановления дельты реки и совместному решению проблем с дефицитом воды.

Кава Сахаб из Министерства энергетики и водных ресурсов Афганистана изложил ключевые положения о распределении воды в трансграничном соглашении по бассейну реки Гильменд, расположенном на территории Афганистана и Ирана.

Сессия 3 была посвящена обсуждению практических мер, направленных на решение проблемы дефицита воды с точки зрения здоровья человека. Кейт Медликотт из Всемирной организации здравоохранения представила подход, основанный на плане по обеспечению безопасности санитарии, который является практическим инструментом управления рисками для здоровья человека, исходящими от повторного использования сточных вод. Данный инструмент был разработан в помощь местным поставщикам воды и на сегодня применяется в более чем 93 странах мира.

Правовые аспекты повторного использования сточных вод и плана по обеспечению безопасности санитарии были изложены Гада Кассаб из Университета Иордании. Предварительные результаты исследования, проведенного в Италии по оценке влияние засухи на качество воды, был представлен Энрико Вескетти из Национального института здравоохранения Италии. Докладчик представил стандартизированный индекс по осадкам и эвапотранспирации (SPEI), который был разработан Vencento-Serrano с соавторами в 2010 году на базе климатического водного баланса. SPEI представляет степень отклонений от нормальных условий.

На сессии 4 «Благоприятные условия для решения проблемы дефицита воды» было заслушано два доклада. Андре Остерман из Европейского инвестиционного банка рассказал о политике и проектах банка по финансированию мер по управлению засухой. Это направление является частью проектов водной безопасности. Консультант Всемирного фонда дикой природы Пол Сайерс осветил вопросы, связанные с управлением засухой и защитой экосистем. Докладчик призвал применять более стратегические подходы для эффективного решения этих чувствительных вопросов. Затем последовала панельная дискуссия с участием представителей Министерства здравоохранения, социального обеспечения и равенства Испании, Министерства водоснабжения и санитарии Сенегала, Министерства окружающей среды и природных ресурсов Сальвадора, Африканского банка развития и Министерства сельского хозяйства Казахстана. Выступавшие поделились опытом своих стран по управлению засухами и финансовыми проблемами. В частности, был затронут вопрос, как сделать более привлекательным для банков проекты улучшение природной инфраструктуры, а не только технические проекты строительства сооружений.

В ходе сессии обсуждений Юсупова Г. из МИД РУз представила опыт Узбекистана в данном направлении, с акцентом на трансграничный характер имеющихся проблем. Была освещена деятельность двусторонних рабочих групп между Узбекистаном и Казахстаном, между Узбекистаном и Таджикистаном по водохозяйственным вопросам и отмечена инициатива Регионального центра ООН по превентивной дипломатии по налаживанию регионального диалога и разработке проектов конвенций по Амударье и Сырдарье.

В завершение участники обменялись мнениями о проведенном семинаре и обозначили вопросы, которые требуют более детального рассмотрения в последующих мероприятиях на эту тему. Среди таких вопросов – трансграничные аспекты воздействия дефицита воды на здоровье человека; роль совместных речных комиссий в вопросах, связанных со здоровьем человека; регулирование сточных вод и трансграничное воздействие. На этом семинар завершил свою работу.

Девятое совещание Целевой группы по проблемам воды и климата

13 декабря 2017 года состоялось девятое совещание Целевой группы по проблемам воды и климата в рамках Водной конвенции ЕЭК ООН. Целью девятого совещания Целевой группы было обсуждение, планирование и предоставление руководящих указаний по осуществлению мероприятий в области водных ресурсов и изменения климата в рамках программы работы Конвенции на 2016-2018 гг.

Первым пунктом повестки дня было рассмотрение программы пилотных проектов и деятельности глобальной сети трансграничных бассейнов, работающих над адаптацией к изменению климата. Глобальная сеть трансграничных бассейнов, работающих над адаптацией к изменению климата, была создана в 2013 году ЕЭК ООН и Международной сетью бассейновых организаций (МСБО) для продвижения сотрудничества по адаптации, сравнения различных методик и подходов по адаптации и продвижение совместного видения между участвующими трансграничными бассейнами. Члены сети встречаются и обмениваются опытом на ежегодных заседаниях, а также регулярных семинарах. На сегодняшний день в глобальную сеть входят следующие трансграничные бассейны: Чу-Талас, Днестр, Неман, Сава, Рейн, Даурия, Дунай, Нигер, Конго, Сенегал, Меконг, Дрина, Мез, озеро Виктория, Сиксаола, а также Обсерватория Сахары и Сахель. В четырех из этих бассейнов (Чу-Талас, Днестр, Неман, Сава) реализуются пилотные проекты при поддержке ЕЭК ООН, ПРООН, ОБСЕ, Международного офиса воды и других партнеров.

Целевая группа была проинформирована о прогрессе глобальной сети бассейнов, работающих над адаптацией к изменению климата. Представители входящих в глобальную сеть трансграничных бассейнов проинформировали собравшихся о своей деятельности, трудностях и извлеченных уроках, с последующими комментариями. В частности, отмечалось, что в работе сети есть определенное дублирование с другими платформами, но накоплен хороший опыт, который может распространяться. В частности, были озвучены следующие возможности для содействия работе Водной конвенции на 2019–2021 годы:

  • организация бассейновых комиссий
  • разработка международных планов управления
  • поддержка разработке политик по адаптации, включая директивы по засухам
  • работа над общими подходами в управлении водой и адаптации
  • классификация показателей качества воды.

Представители Чу-Таласской комиссии рассказали о своей работе по выработке адаптационных возможностей по трем направлениям, включая разработку стратегического документа по адаптации, демонстрацию отдельных адаптационных мер и повышение потенциала о воздействии и вариантах адаптации. Также было отмечено, что значительно улучшают работу тесная координация различных проектов по адаптацию к изменению климата.

Другие трансграничные бассейны пригласили стать членами данной глобальной сети.

Следующим пунктом повестки дня было обсуждение Руководства «От слов к действиям» в области управления водными ресурсами и снижения риска стихийных бедствий. Представители Управления ООН по снижению риска стихийных бедствий проинформировали Целевую группу о последних достижениях, связанных с реализацией Сендайской Рамочной программы действий по уменьшению опасности стихийных бедствий на период 2015-2030 гг. В частности, они сделали акцент на следующих трех ключевых достижениях после ее принятия:

1) Генеральная Ассамблея ООН утвердила индикаторы для оценки 7 глобальных задач в феврале 2017 года. Разработка индикаторов и их мониторинг включает подготовку технических руководства для отчетности и минимальных стандартов по данным. Статистический комитет ООН также утвердил Сендайские индикаторы для ЦУР 1, 11 и 13. Такое согласование индикаторов на различных платформах позволяет обеспечить гармонизацию их реализации и мониторинга, а также меньше обременять страны в плане отчетности.

2) Проведение Глобальной платформы в 2017 году в Канкуне, которая собрала более 5000 участников и призвала провести оценку рисков критической инфраструктуры к 2019 году и в последующем инвестировать в новую инфраструктуру только после оценки всех рисков

3) Работы по выполнению задачи (e), включая

  1. Разработку и обновление национальных и местных стратегий и политик к 2020 году
  2. Совершенствование законодательства, национальных баз данных и проведение оценок рисков
  3. Оказание технической поддержки странам членам
  4. План действий ООН – ключевой инструмент обеспечения согласованности и последовательности на страновом уровне

Докладчики также отметили, что водные вопросы наиболее наглядно представлены в пунктах 34(e) и 33(c) Сендайской рамочной программы.

Йос Тиммерман проинформировал целевую группу о прогрессе, достигнутом в ходе подготовки Руководства по осуществлению Сендайской Рамочной программы действий «От слов к действиям» в области смягчения последствий связанных с водой стихийных бедствий и трансграничного сотрудничества. Целевой группе было предложено представить свои отзывы и замечания, включая предложения по кейс-стади по проекту документа до 15 января 2018.

В рамках пункта «Вклад в глобальные процессы в области водных ресурсов, климата и стихийных бедствий» повестки дня целевая группа была проинформирована о последних достижениях, достигнутых в области водных ресурсов и изменения климата в рамках Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). В частности, были озвучены итоги 23-й Конференции Сторон РКИК ООН (Бонн, 6-17 ноября 2017 года), Найробийская программа работы, Комитет по адаптации и т. д. Также были представлены итоги “Международного саммита по великим рекам мира: «Принятие мер в области воды и климата» (Рим, 23-25 октября 2017 года).

Далее целевая группа была проинформирована о прогрессе, достигнутом в области финансирования мер по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах и о недавно начатом сотрудничестве с многосторонними банками развития в этой области. Представители банков развития проинформировали Целевую группу об итогах тренинга по подготовке приемлемых для банков проектных предложений по финансированию адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах (Дакар, 21-23 июня 2017 года), а также просили выразить интерес в будущих семинарах на эту тему.

Зиганшина Д.Р., НИЦ МКВК Центральной Азии, проинформировала участников Целевой группы об итогах юбилейной конференции, прошедшей 23-24 ноября в Ташкенте, в итоговой резолюции которой обозначены направления дальнейших действий по усилению сотрудничества и совершенствованию управления водными ресурсами. Одним из таких мер является усиление адаптационного потенциала водного сектора.

Далее в малых группах по отдельным трансграничным бассейнам были обсуждены вопросы, касающиеся дальнейшей деятельности по изменению климата в трансграничных бассейнах. Группа, в которую входили представители Центральной Азии и Афганистана, в качестве приоритетных обозначила вопросы восстановления гидропостов, реализацию совместных пилотных проектов и оценок, уделение внимания вопросам водораспределения в условиях изменениях климата, безопасности плотин и водно-зависимым экосистемам.