Previous Home

Next

No. 5 (331) June 2018



JOINT MEETING OF WORKING GROUPS ON IWRM AND ON MONITORING AND ASSESSMENT UNDER THE UNECE WATER CONVENTION

The thirteenth meeting of the Working Group on Integrated Water Resources Management and the fourteenth meeting of the Working Group on Monitoring and Assessment under the Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and International Lakes (Water Convention) were held jointly on 28-30 May. The main objectives of the meeting were to:

  1. discuss the results and lessons learned from the reporting exercise under the Water Convention and on Sustainable Development Goal indicator 6.5.2, for which the United Nations Economic Commission for Europe (ECE) and the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) are co-custodians;
  2. discuss and agree on the draft programme of work for 2019–2021 under the Convention to be submitted to the Meeting of the Parties to the Convention for adoption at its eighth session (Astana, 10–12 October 2018);
  3. discuss and agree on other documents and draft decisions to be submitted to the eighth session of the Meeting of the Parties, in particular in the light of the implementation of the Convention at the global level.

The following key points of the agenda were discussed during the meeting.

Monitoring and assessment of transboundary waters

The Co-Chair provided an overview of past work and activities on monitoring and data exchange in transboundary basins and presented the proposed activities in the draft programme of work for 2019–2021.

The reports on their work in relation to data monitoring and exchange were presented by the representatives of Chad, Senegal, Moldova, Ukraine and Austria. The partners from Moldova and Ukraine made presentation on water data and adaptation to climate change in the Dnestr River Basin. They developed and put into operation a common platform for hydrological data exchange through a network of national hydrometeorological services. Further the countries will start developing the joint basin plan.

For engagement of all participants in the discussion and identification of the most important points to be included in the programme of work for the next three years, the participants were organized in smaller groups. The results of discussion in those groups were reported by moderators. The reporters underlined the significance of error-free and reliable information that could be collected also through remote sensing. Additionally to the list of key data on water quantity and quality, the need was stressed to control the status of aquatic ecosystems in terms of biodiversity and fishes. The participants also voiced the problem of data quality and comparability that could not be solved frequently through joint measurements by riparian countries.

Progress in the ratification process and recent accession: Celebration of the accession of Chad

On 23 May 2018, Chad became the first country from outside the pan-European region to become a Party to the Convention. This important step was celebrated by a ceremonial session, where the diplomatic corps was invited as well. The Executive Secretary of UNECE Olga Algaerova made the opening statement.

The representative of Chad shared the reasons for the country’s accession, the process and lessons learned. Representatives of Senegal, Iraq and Cote d’Ivoire reported on their efforts towards acceding to the Water Convention. Representatives of Switzerland, Hungary, Germany, Finland, the Netherlands and the European Union expressed their willingness to assist other interested countries if they wished to know better about the Convention and the advantages of accession.

The global Convention — promotion and partnerships

The working groups were informed about activities carried out by the secretariat and partners to build capacity and raise awareness of the Convention, such as work meetings for Senegal (Dakar, 15 February 2018), Ghana (Accra, 25 January 2018), northern African countries (Tunis, 20–21 December 2017) and Central Africa (Brazzaville, 18–22 December 2017), as well as about other initiatives at the regional and global levels to build capacity on and awareness of the Convention.

The working groups discussed a draft revised strategy for the implementation of the Convention at the global level, including its relationship with the Convention on the Law of the Non-navigational Uses of International Watercourses and the role of key partners. It was decided to finalize the draft strategy and submit it for adoption by the Meeting of the Parties.

In the light of the global opening of the Convention, the working groups also reviewed the draft revised rules of procedure for the Meeting of the Parties prepared by the Bureau, with the support of the secretariat. The rules of procedure have been revised to reflect the global membership of the Convention.

The working groups discussed a draft decision on the designation and responsibilities of focal points prepared by the Bureau, with the support of the secretariat, before its submission to the Meeting of the Parties for adoption at its eighth session.

Reporting under the Convention and on Sustainable Development Goal indicator 6.5.2

In accordance with decision VII/2, reporting started with a pilot exercise in 2017 to test the reporting template.

Representatives of UNECE and UNESCO informed the working groups about the initial outcomes of the reporting under the Water Convention and on Sustainable Development Goal indicator 6.5.2, the validation of reports and the data submitted to the United Nations Statistics Division. The working groups were also updated on the next steps in terms of the analysis of the data at the global level, namely in the framework of the report of the Secretary-General on progress towards the Sustainable Development Goals to be submitted to the high-level political forum on sustainable development in 2018, the preparation of a synthesis report on Sustainable Development Goal 6 on clean water and sanitation by UN-Water and the preparation of a global baseline report on indicator 6.5.2 by ECE and UNESCO.

The draft synthesis report will be uploaded to dialogue.unwater.org for further discussion. The discussion will be held in three rounds. The first round of consultations was held from 2 to 31 May. It was focused on collection of general remarks and comments. The second round will take place from 25 June to 9 July to address the main outcomes of the report. And the third final round of consultations will be held from 31 August to 14 September and will be focused on future steps.

Support for implementation and application of the Convention

The working groups were briefed on the progress achieved in different projects supporting implementation of the Convention in countries of Eastern and South-Eastern Europe, the Caucasus and Central Asia.

The Programme of strategic actions was drafted in the Chu-Talas project; the work on Transboundary diagnostic analysis, data exchange and relationships building is under development in the Drin River Basin; the GEF project was started in the Dnestr River Basin; an expedition was undertaken in October 2017 and a meeting was held in May 2018 as part of hydrological cooperation project between Afghanistan and Tajikistan. The project of cooperation on water quality continues its work in Central Asia. The cooperation project on dam safety in Central Asia has gained very positive assessment from the project valuation committee.

The member of the Implementation Committee D.R.Ziganshina informed about the outcomes of the ninth meeting of the Implementation Committee (Geneva, 7–9 March 2018) and the preparation of the Committee’s report to the Meeting of the Parties. She noted that, in the recent years, activities of the Committee were focused on the analysis of national country reports. Considering that the term of five members of the Committee will expire at the next session of the Meeting of the Parties, the procedures for nomination and election of candidates were recalled.

Identifying, assessing and communicating the benefits of transboundary water cooperation

The working groups were briefed on progress in the application of the Policy Guidance Note in a number of basins worldwide, such as the Okavango, Sio-Malaba-Malakisi and Drina River basins, and the outcomes of the global workshop, “Moving forward transboundary water cooperation: Building on its benefits” (Geneva, 6–7 February 2018). The plans for preparing a summary brochure on the outcomes of the benefit assessment exercises was also presented. The participants were invited to provide their comments on the structure and key messages of the brochure.

The water-food-energy-ecosystems nexus in transboundary basins

The progress achieved in this area of work was presented and discussed, in particular the assessment for the Drina, the ongoing assessment of the North-Western Sahara Aquifer System, the work undertaken in the Drin basin and experience sharing to support application of the nexus approach in the Niger basin.

On 28 May 2018 in the first half of the day, a special session was devoted to this issue to discuss the synthesis publication, which would summarize the assessments of the water-food-energy-ecosystem nexus in transboundary basins. Representatives of the countries and organizations participating in this topic of work, including from the Syr Darya basin, were invited to this meeting. The participants discussed lessons learned from the assessments and further possible activities, including recommendations for future application of the assessment methodology. The assessments of the water-food-energy-ecosystem nexus can be found on: www.unece.org/env/water/publications/pub.html

Participants were also informed about the outcomes of the global workshop on water allocation in the transboundary context (Geneva, 16–17 October 2017).

Adapting to climate change in transboundary basins

Participants were briefed on the outcomes of the “International Workshop on Water Scarcity: Taking action in transboundary basins and reducing health impacts” (Geneva, 11?12 December 2017), a joint activity under the Water Convention and the Protocol on Water and Health, and the ninth meeting of the Task Force on Water and Climate (Geneva, 13 December 2017).

The working groups also reviewed progress on the pilot projects and other activities on climate change adaptation under the Convention. Presentations on adaptation measures in basins were made by G.Satymkulova (Chu-Talas) and A.Bon (Dnestr).

Participants also reviewed and provided comments to the draft Words into action “Implementation Guide for Addressing Water-Related Disasters and Transboundary Cooperation”.

Water and industrial accidents

The working groups reviewed progress in the implementation of the workplan for 2017–2018 of the Joint Ad Hoc Expert Group on Water and Industrial Accidents and discussed the draft guidance on firefighting water retention in a transboundary context.

European Union Water Initiative and National Policy Dialogues

Participants were updated on recent developments in the European Union Water Initiative National Policy Dialogues on Integrated Water Resources Management (facilitated by ECE) and Water Supply and Sanitation (facilitated by the Organization for Economic Cooperation and Development). In many countries of the region, the focus of the national dialogues is on elaboration of a national water strategy (Azerbaijan, Belarus, Georgia, and Ukraine).

A representative of the Belarus Ministry of Natural Resources and Environmental Protection told about measures undertaken in the country for implementation of the main provisions of the Water Convention.

Participants expressed their concerns over the reduction of the financing for dialogues in Central Asia.

International Water Assessment Centre

The International Water Assessment Centre was officially opened in Kazakhstan on 7 December 2018. The Director of the Centre briefed the working groups on the Centre’s terms of reference and planned activities.

The memorandum of cooperation was signed between the Centre and the SIC ICWC of Central Asia during the session.

Programme of work for 2009-2021

Participants were informed in detail of the outcomes of the consultative process of the development of the programme of work for 2019–2021, which consisted of discussions in the different intergovernmental bodies, an online survey and selected interviews. On this basis, a draft programme of work for 2019–2021 had been prepared by the Bureau. It consists of the following programme areas:

  • Programme area 1: Increasing awareness of and accession to the Convention and application of its principles drawing on the benefits of cooperation
  • Programme area 2: Supporting monitoring, assessment and information sharing in transboundary basins
  • Programme area 3: Promoting an integrated and intersectoral approach to water management at all levels
  • Programme area 4: Adapting to climate change in transboundary basins
  • Programme area 5: Facilitating financing of transboundary water cooperation
  • Programme area 6: Reporting on Sustainable Development Goal indicator 6.5.2 and under the Convention
  • Programme area 7: Partnerships, communication and knowledge management.

Representative of SIC ICWC D.R.Ziganshina thanked the secretariat and the Bureau for the work done and maximum possible consideration of the suggestions made by the Parties and concerned organizations in the preparation of the Programme of work. SIC ICWC is ready to render partner’s support in implementation of the proposed areas, particularly through its involvement in the working group on water allocation in transboundary basins. SIC ICWC is also willing to cooperate in monitoring of water bodies through remote sensing. Experience of similar work is already available.

Preparation for the eighth session of the Meeting of the Parties

The representative of Kazakhstan Mukhtar Zhakenov reported on the organizational preparations for the Meeting of the Parties in Astana, for which approx. $500,000 were allocated. All were invited to take part in this event as participants or organizers of side events.

D.R. Ziganshina

К предыдущему выпуску К оглавлению

К следующему выпуску

No. 5 (331) июнь 2018 г.



СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧИХ ГРУПП ПО ИУВР И ПО МОНИТОРИНГУ И ОЦЕНКЕ В РАМКАХ ВОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ЕЭК ООН

28-30 мая состоялось совместное заседание 13-ого совещания Рабочей группы по комплексному управлению водными ресурсами и 14-ого совещания Рабочей группы по мониторингу и оценке в рамках Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная Конвенция). Основными целями заседания были:

  1. обсуждение результатов и извлеченных уроков процесса представления отчетности в рамках Водной Конвенции и по показателю 6.5.2 ЦУР, для которых ЕЭК ООН и ЮНЕСКО являются ответственными органами;
  2. обсудить и согласовать проект программы работы по Водной Конвенции на 2019–2021 годы для того, чтобы представить его на утверждение Совещанию Сторон Конвенции на его восьмой сессии (Астана, 10–12 октября 2018 года);
  3. обсудить и согласовать другие документы и проекты решений для представления на восьмой сессии Совещания Сторон, в частности в свете осуществления Конвенции на глобальном уровне.

В рамках совещания были обсуждены следующие ключевые вопросы повестки дня.

Мониторинг и оценка трансграничных вод

Сопредседатель представил обзор осуществленной работы и деятельности в области мониторинга и обмена данными в трансграничных бассейнах и рассказал о деятельности, запланированной в проекте программы работы Конвенции на 2019–2021 годы.

С докладами по работам в области мониторинга и обмена данными и информацией выступили представители Чада, Сенегала, Молдовы, Украины и Австрии. Представители Молдовы и Украины сделали презентацию по данным о воде и адаптации к изменению климата в бассейне реки Днестр. Ими разработана и введена в действие единая платформа по обмену гидрологическими данными на базе гидрометов стран. Далее страны займутся разработкой совместного бассейнового плана.

С целью приобщения всех участников заседания к дискуссии и выявлению наиболее важных вопросов для включения в программу работ на следующие три года была проведена работа в небольших группах. Результаты обсуждения были доложены модераторами. Выступавшие отмечали о важности сбора достоверной и надежной информации, в том числе через дистанционные методы их сбора. Дополнительно к перечню ключевых данных по качеству и количеству воды, отмечалось необходимость отслеживания состояния водных экосистем с точки зрения биоразнообразия и рыб. Отмечалась проблема качества и сопоставимости данных, которая не всегда решаема даже в процессе совместных замеров прибрежными странами.

Ход процесса ратификации и недавние присоединения: Торжественное заседание по случаю присоединения Чада

23 мая 2018 года Чад стал первой Стороной Конвенции, расположенной за пределами общеевропейского региона. Это важный шаг был отмечен проведением торжественной сессии, на которую также были приглашены представители дипломатического корпуса. Со вступительной речью выступила Исполнительный секретарь ЕЭК ООН Ольга Альгаерова.

Представитель Чада информировал о причинах и процессе присоединения страны к Конвенции, а также об извлеченных уроках. Представители Сенегала, Ирака и Кот-д'Ивуар сообщили о предпринятых ими усилиях в направлении присоединения к Конвенции. Представители Швейцарии, Венгрии, Германии, Финляндии, Нидерландов и Европейского союза выражали готовность оказать содействие другими заинтересованным странам, при их желании лучше узнать о Конвенции и преимуществах присоединения к ней.

Глобальная конвенция – пропаганда и партнерские связи

Рабочие группы были проинформированы о деятельности секретариата и партнеров, направленной на наращивание потенциала и повышение осведомленности о Конвенции, в частности о рабочих совещаниях для Сенегала (Дакар, 15 февраля 2018 года), Ганы (Аккра, 25 января 2018 года), стран Северной Африки (Тунис, 20–21 декабря 2017 года) и Центральной Африке (Браззавиль, 18–22 декабря 2017 года), а также других инициативах на региональном и глобальном уровнях, направленных на наращивание потенциала по осуществлению Конвенции и повышение осведомленности о ней.

Рабочие группы обсудили пересмотренный проект стратегии осуществления Конвенции на глобальном уровне, включая ее связь с Конвенцией ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков и роль ключевых партнеров. Принято решение по его окончательной доработке и представлению на одобрения Совещания Сторон.

В свете глобального открытия Конвенции Рабочие группы также рассмотрели и согласовали проект пересмотренных правил процедуры для Совещания Сторон, подготовленный Президиумом при поддержке секретариата. Правила процедуры были пересмотрены для того, чтобы отразить глобальный состав участников Конвенции.

Рабочие группы обсудили проект решения о назначении и обязанностях координаторов, подготовленный Президиумом при поддержке секретариата, до его представления Совещанию Сторон для утверждения на его восьмой сессии.

Отчетность по Водной Конвенции и по показателю 6.5.2 ЦУР

В соответствии с решением VII/2 в 2017 году была начата экспериментальная работа по предоставлению отчетности для тестирования типовой формы отчетности.

Представители ЕЭК ООН и ЮНЕСКО проинформировали Рабочие группы о первоначальных итогах отчетности по Водной Конвенции и по показателю 6.5.2 Целей в области устойчивого развития и утверждении докладов и данных, представленных Статистическому отделу ООН. Рабочим группам была представлена обновленная информация о последующих шагах в области анализа данных на глобальном уровне, а именно – в рамках доклада Генерального секретаря о ходе достижения Целей в области устойчивого развития, который будет представлен на политическом форуме высокого уровня по устойчивому развитию в 2018 году, а также в рамках подготовки обобщающего доклада Механизма «ООН – водные ресурсы» по Цели 6 в области устойчивого развития, касающейся наличия чистой воды и санитарии, и глобального базового доклада ЕЭК и ЮНЕСКО по показателю 6.5.2.

Проект обобщающего доклада размещен для обсуждения на сайте dialogue.unwater.org. Обсуждение отчета пройдет в три этапа. Первый раунд консультаций проходил с 2 по 31 мая. Он был сфокусирован на сборе общих комментариев и замечаний по отчету. Второй этап обсуждений пройдет c 25 июня по 9 июля и будет посвящен основным выводами отчета. Третий заключительный этап консультаций пройдет с 31 августа по 14 сентября и будет сфокусирован на будущих шагах.

Оказание поддержки в осуществлении и применении Конвенции

Рабочие группы были проинформированы о прогрессе, достигнутом в рамках различных проектов, направленных на поддержку осуществления Конвенции в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии.

По проекту Чу-Талас разработана Программа стратегический действий; в бассейне реки Дрин ведется работа по подготовке Трансграничного диагностического анализа, обмену информации и взаимосвязи; в бассейне реки Днестр начался проект ГЭФ; в рамках проекта по сотрудничеству в вопросах гидрологии между Афганистаном и Таджикистаном проведена экспедиция в октябре 2017 года и встреча в мае 2018 года. Продолжаются работы в рамках проекта сотрудничества по качеству воды в Центральной Азии. Проект сотрудничества по безопасности плотин в Центральной Азии получил очень позитивный оценку со стороны оценочной комиссии проекта.

Член Комитета по осуществлению Зиганшина Д.Р. проинформировала собравшихся об итогах девятого совещания Комитета по осуществлению (Женева, 7–9 марта 2018 года) и о подготовке доклада Комитета для Совещания Сторон. Было отмечено, что в последние полгода работа Комитета была направлена на анализ национальных докладов стран. Учитывая, что срок полномочий пяти членов Комитета истекает на следующей сессии Совещания Сторон, было сделано напоминание о процедурах выдвижения кандидатур и избрания кандидатов.

Выявление и оценка выгод трансграничного водного сотрудничества и распространение информации о них

Рабочие группы были проинформированы о прогрессе, достигнутом в применении Программной руководящей записки в ряде бассейнов по всему миру, например в бассейнах рек Окаванго, Сио–Малаба–Малакиси и Дрина, а также об итогах Глобального семинара «Продвижение трансграничного водного сотрудничества: учет выгод» (Женева, 6–7 февраля 2018 года). Была представлена информация, касающаяся планов подготовки краткой брошюры об итогах деятельности по оценке выгод. Собравшимся было предложено дать свои замечания к структуре и ключевым сообщения доклада.

Система взаимосвязей между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничных бассейнах

Представлена и обсуждена информация о достигнутом в этой области прогрессе, в частности об оценке по реке Дрина, текущей оценке по системе водоносных горизонтов Северо-Западной Сахары, работе в бассейне реки Дрина и обмене опытом в поддержку применения системного подхода в бассейне реки Нигер.

28 мая 2018 года в первой половине дня было проведено отдельное заседание по этому вопросы заседание для обсуждения обобщающего документа оценки системы взаимосвязей между водой, продовольствием, энергией и экосистемами в трансграничных бассейнах. На это заседание были приглашены представители стран и организаций, участвовавшие в работе по этой теме, включая по бассейну реки Сырдарья. На заседание обсудили извлеченные из оценок уроки, возможные последующие действия, включая рекомендаций для будущего применения методологии оценки. С оценками системы взаимосвязей между водой, продовольствием, энергией и экосистемами можно ознакомиться по следующей ссылке: www.unece.org/env/water/publications/pub.html

Участники были также проинформированы об итогах глобального рабочего совещания по вопросам распределения водных ресурсов в трансграничном контексте (Женева, 16–17 октября 2017 года).

Адаптация к изменению климата в трансграничных бассейнах

Участники были проинформированы об итогах Международного семинара по проблеме дефицита водных ресурсов «Принятие мер в трансграничных бассейнах и уменьшение воздействий на здоровье человека» (Женева, 11–12 декабря 2017 года), совместной деятельности в рамках Конвенции по водам и Протокола по проблемам воды и здоровья и об итогах девятого совещания Целевой группы по проблемам воды и климата (Женева, 13 декабря 2017 года).

Рабочие группы рассмотрели прогресс, достигнутый в осуществлении экспериментальных проектов и других мероприятий по адаптации к изменению климата в рамках Конвенции. С презентациями по адаптационным мерам в отдельных бассейнах выступили Г. Сатымкулова (Чу-Талас) и А.Бон (Днестр).

Участники также заслушали презентацию о подготовке проекта руководства «От слов к действиям» по управлению речными бассейнами и трансграничному сотрудничеству и представили свои замечания по нему.

Вода и промышленные аварии

Рабочие группы рассмотрели прогресс, достигнутый в осуществлении плана работы Совместной специальной группы экспертов по проблемам воды и промышленных аварий на 2017–2018 годы и обсудили проект руководящих принципов, касающихся удержания воды для пожаротушения в трансграничном контексте.

Водная инициатива Европейского союза и национальные диалоги по вопросам политики

Участники были проинформированы о последних изменениях в процессе национальных диалогов по вопросам политики в области комплексного управления водными ресурсами (при содействии ЕЭК) и водоснабжения и санитарии (при содействии ОЭСР) в рамках Водной инициативы Европейского союза. Во многих странах региона основным направлением национальных диалогов является выработка национальной водной стратегии (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Украина).

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларусь рассказала о мероприятиях, проводимых в стране по имплементации основных положений Водной конвенции.

Участники выразили озабоченность сокращением финансирования для проведения диалогов в Центральной Азии.

Международный центр по оценке состояния вод

Международный центр по оценке состояния вод был официально открыт 7 декабря 2018 года в Казахстане. Директор Центра проинформировал собравшихся о круге ведения и запланированной деятельности Центра.

В рамках сессии состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Центром и НИЦ МКВК Центральной Азии.

Программа работ на 2009-2021 годы

Участники были проинформированы об итогах проведения консультаций по подготовке программы работ на 2019-2021 года, в основу которых легли обсуждения в рамках различных межправительственных органов, онйлан обследование и отдельные опросы. На базе этих обсуждений Президиум подготовил проект программы работы на 2019-2021 года, который включает в себя следующие программные области:

  • Программная область 1: Повышение информированности о Конвенции и присоединения к ней и применение ее принципов с опорой на преимущества сотрудничества
  • Программная область 2: Оказание поддержки в области мониторинга, оценки и обмена информацией в трансграничных бассейнах
  • Программная область 3: Поощрение комплексного и межсекторального подхода к управлению водными ресурсами на всех уровнях
  • Программная область 4: Адаптация к изменению климата в трансграничных бассейнах
  • Программная область 5: Содействие финансированию сотрудничества в области трансграничных водных ресурсов
  • Программная область 6: Представление отчетности по показателю устойчивого развития 6.5.2 и об осуществлении Конвенции
  • Программная область 7: Партнерства, коммуникация и управление знаниями.

Представитель НИЦ МКВК Д.Р. Зиганшина поблагодарила секретариат и президиум за проделанную работу и максимальный учет предложений Сторон и заинтересованных организаций в подготовке Программы работ. НИЦ МКВК готов оказать партнерскую поддержку в реализации предложенных направлений, в частности участвуя в рабочей группе по вопросам водораспределения в трансграничных бассейнах. Также НИЦ МКВК готов сотрудничать в проведении мониторинга водных объектов на основе дистанционного зондирования. Опыт подобной работы имеется.

Подготовка к проведению восьмой сессии Совещания Сторон

Представитель Казахстана Мухтар Жакенов доложил о подготовке к Совещанию Сторон в Астане, на который с бюджета страны было выделено около 500 тысяч долларов США. Все были приглашены на данное мероприятие в качестве участников, а также организаторов сайд-ивентов.

Д.Р. Зиганшина