Previous Home

Next

No. 9 (335) February 2018



JOINT COMMUNIQUE OF THE COUNCIL OF THE HEADS OF THE STATE – FOUNDERS OF THE INTERNATIONAL FUND FOR SAVING OF ARAL SEA


Photo: Golden Age

Session of the Heads of the state – founders of the International Fund for Saving of Aral Sea with the participation of the President of the Republic of Kazakhstan, the President of the Republic of Tajikistan, the President of the Republic of Turkmenistan, the President of the Republic of Uzbekistan and the President of the Kyrgyz Republic who was invited by the President of Turkmenistan was held in Turkmenbashy on August 24, 2018.

The heads of the states discussed wide range of subjects of cooperation for further improvement of water management, ecological, social and economic situation in the Aral basin as well as noted significant contribution of the International Fund for Saving of Aral Sea (IFAS) in this sphere for 25 years.

The sides confirmed their commitment to the decisions taken earlier on joint and integrated management and rational use of water resources and environment protection in Aral Sea basin taking into account the interests of countries of the region on the principles of good neighbourliness and respect.

The Presidents highlighted the necessity of further development and improvement of equal and beneficial cooperation in use and protection of interstate watercourses in the spirit of centuries-old friendship of the nations, which have deep historical roots, similarity of culture, customs and traditions.

The heads of the states welcomed the adoption of the UN General Assembly Resolution on Cooperation between the United Nation and the International Fund for Saving of Aral Sea from April 12, 2018 and the UN General Assembly Resolution on Strengthening regional and international cooperation for peace, stability and sustainable development in the Central Asian region from June 18, 2018 as well as the UN General Assembly Resolution on International Decade for Action on Water for Sustainable Development, 2018-2028 from December 21, 2016.

The Presidents noted the importance of the agreements achieved under the session of the IFAS Board in Ashgabat on January 30, 2018.

The heads of the states highlighted the significance of the development of the Aral Sea Basin Programme (ASBP 4) for consolidation of efforts and potential of the states of the regions and international community to solve common priority water management, ecological, social and economic issues of the Aral Basin.

The sides highlighted the similarity of the approaches to the solution of key subjects of the Aral Sea agenda including the development of the Aral Sea Basin Programme, which was reflected in adopted Concept for development of such programme.

The heads of the states expressed the concern on aggravation of the Aral crisis and its negative impacts, growing number and intensity of natural disasters, accelerated melting of glaciers caused by global climate change and urge the UN Institutions, international and regional organizations to cooperation for solution of these problems.

The sides accepted the importance of consolidation of efforts for integrated solution of the problems related to the improvement of social, economic and ecological situation in the Aral Sea basin, especially in the zones affected by ecological crisis.

The sides emphasized the necessity of the adoption of coordinated measures aimed at reduction of water and air pollution, lands degradation, expansion of green zones, reduction of risk of natural disasters including floods, mud streams, droughts as well as the provision of pure drinking water and other.

The heads of the states noted the importance of the outcomes of the Dushanbe High-level Conference on International Decade for Action on Water for Sustainable Development, 2018-2028 and Central Asian Ecological Forum and the Tashkent International Conference “Joint Activities for Mitigation of the Consequences of the Aral Catastrophe: New Approaches, Innovative Solutions and Investments” for consolidation and intensification of cooperation between the countries in the region for sustainable development goals.

The Presidents welcomed the development of the Regional Natural Protection Programme for Sustainable Development of Central Asia aimed at the realization of the Sustainable Development Goals and environment protection conventions of the UN, development of the principles of green economy and adaptation to the climate change.

The heads of the states mentioned the necessity to review the opportunity to develop the UN Special Programme for the Aral Sea Basin and requested the IFAS Executive Committee to consult on this subject with the states of the region, the UN members and the UN structures.

The Presidents discussed the opportunity of the countries in the region to join the Framework Convention of Environment Protection for Sustainable Development in Central Asia from November 22, 2006.

Taking into consideration the interests of the Parties in integrated and rational use of water and energy resources in Central Asia, the heads of the states noted the importance of hydropower facilities in transboundary watercourses according to international principles and standards for support of social and economic development of the Aral Sea basin.

The sides noted the importance of the agreement of the heads of water management organizations of the state - founders of the IFAS on joint works to find the sponsors for the provision of automatic operation of water posts along entire stream of Syrdarya River.

Kazakhstan suggested to elaborate the opportunity of creation of stable regional mechanism for integrated use of water and energy resources of Central Asia.

The Presidents expressed the willingness to further improvement of organizational structure of legal framework of IFAS for creation of efficient and stable institutional mechanism, which would be able to respond promptly to new challenges as well as to provide beneficial cooperation in realization of regional projects and programmes aimed at the saving of Aral Sea, ecological improvement of the Aral basin and region and in integrated use and protection of water resources, transboundary watercourses, water management, energy and social and economic development.

The heads of the states noted the importance of regional youth movement for protection of water resources and environment for provision of the participation of the growing generation in solution of modern challenges and threats.

For improvement of personnel and scientific potential of the region, Uzbekistan suggested organizing joint training and improvement of qualification of personnel in water resource and environmental protection spheres as well as joint interdisciplinary studies on the base of the Tashkent Institute of irrigation engineers and agricultural mechanization in cooperation with leading educational institutes of the region.

The sides requested the IFAS Board to develop the Action Plan for practical realization of achieved agreements and to provide the control of its fulfilment.

Considering the IFAS as universal platform for cooperation of the countries of the region for solution of entire complex of the issues of regional importance including by realization of regional projects and programmes aimed at ecological improvement of social and economic situation in the Aral basin, the heads of the states expressed the willingness to further development of cooperation in this direction.

The sides expressed the gratitude to Turkmenistan for high level of organisation of the session of the Council of the Heads of State – founders of the International Fund for Saving of Aral Sea and warm welcome.

Turkmenbashy, August 24, 2018

К предыдущему выпуску К оглавлению

К следующему выпуску

No. 9 (335) август 2018 г.



СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ–УЧРЕДИТЕЛЕЙ МФСА


Фото: Золотой век

24 августа 2018 года в городе Туркменбаши состоялось заседание Совета Глав государств–учредителей Международного Фонда спасения Арала, в котором приняли участие Президент Республики Казахстан, Президент Республики Таджикистан, Президент Туркменистана, Президент Республики Узбекистан и Президент Кыргызской Республики как приглашенный Президентом Туркменистана.

Главы государств в атмосфере дружбы и взаимопонимания обсудили широкий круг вопросов сотрудничества по дальнейшему улучшению водохозяйственной, экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря, а также отметили весомый вклад Международного Фонда спасения Арала (МФСА) в этой области за 25 лет его существования.

Стороны подтвердили свою приверженность ранее принятым решениям по совместному и комплексному управлению и рациональному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в бассейне Аральского моря с учетом интересов всех стран региона на принципах добрососедства и взаимного уважения.

Президенты подчеркнули необходимость дальнейшего развития и укрепления отношений равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в сфере использования и охраны межгосударственных водотоков в духе многовековой дружбы народов, имеющих глубокие исторические корни, общность культуры, обычаев и традиций.

Главы государств выразили удовлетворение принятием Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 апреля 2018 года о сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Международным Фондом спасения Арала, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 июня 2018 года «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе», а также Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2016 года «Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы».

Президенты отметили значимость договорённостей, достигнутых в рамках состоявшегося 30 января 2018 года в городе Ашхабад заседания Правления МФСА.

Главы государств отметили важность разработки Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4) для объединения усилий и потенциала государств региона и международного сообщества в целях решения общих приоритетных водохозяйственных, экологических и социально экономических вопросов бассейна Аральского моря.

Стороны подчеркнули близость подходов к решению ключевых вопросов повестки дня бассейна Аральского моря, включая разработку Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря, которая нашла отражение в принятой Концепции по разработке ПБАМ-4.

Главы государств выразили обеспокоенность усугублением Аральского кризиса и его негативными последствиями, растущим числом и интенсивностью стихийных явлений, ускоренным таянием ледников в условиях глобального изменения климата и призывают институты ООН, международные и региональные организации к сотрудничеству для решения этих проблем.

Стороны признали важность консолидации усилий для комплексного решения проблем, связанных с оздоровлением социально-экономической и экологической обстановки в бассейне Аральского моря, особенно в зонах, подверженных экологическому кризису.

Стороны подчеркнули необходимость принятия согласованных мер, направленных на уменьшение загрязнения вод, атмосферного воздуха, деградации земель, увеличение площадей лесопосадок, снижение рисков стихийных бедствий, в том числе наводнений, селевых потоков, засух, а также обеспечение чистой питьевой водой и другие.

Главы государств отметили значимость итогов Душанбинской Конференции высокого уровня по «Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития», 2018-2028 годы» и Центральноазиатского международного экологического форума и Ташкентской международной конференции «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения и инвестиции» для укрепления расширения сотрудничества между странами региона в целях достижения Целей Устойчивого Развития.

Президенты приветствовали разработку Региональной программы по охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии, направленную на реализацию Целей Устойчивого Развития и природоохранных Конвенций ООН, развитие принципов «зелёной» экономики и адаптацию к изменению климата.

Главы государств отметили необходимость рассмотрения вопроса о возможности разработки Специальной программы ООН для бассейна Аральского моря и поручили Исполнительному комитету МФСА провести консультации по этой теме с государствами региона, государствами-членами ООН, Организацией Объединенных Наций и её учреждениями.

Президенты обсудили возможность присоединения стран региона к Рамочной Конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии от 22 ноября 2006 года.

Главы государств, учитывая взаимную заинтересованность Сторон в комплексном и рациональном использовании водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии, отметили важность строящихся гидроэнергетических объектов на трансграничных водотоках с учетом интересов всех стран региона и в соответствии с международными принципами и нормами, участниками которых являются государства региона, для содействия социально-экономическому развитию бассейна Аральского моря.

Стороны отметили важность договоренности руководителей водохозяйственных организаций государств-учредителей МФСА о проведении совместных работ по привлечению доноров для автоматизации работы гидропостов по всему бассейну реки Сырдарья.

Казахстанская сторона предлагает проработать возможность создания устойчивого регионального механизма по комплексному использованию водно-энергетических ресурсов Центральной Азии.

Президенты выразили готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА с целью создания эффективного и устойчивого институционального механизма, способного своевременно реагировать на новые вызовы, а также в полной мере обеспечить взаимовыгодное сотрудничество в сфере реализации региональных проектов и программ, направленных на спасение Арала, экологического оздоровления Приаралья и бассейна Аральского моря, а также в области комплексного использования и охраны водных ресурсов трансграничных водотоков, водного хозяйства, энергетики и социально-экономического развития.

Главы государств отметили важность регионального молодежного движения по защите водных ресурсов и охране окружающей среды в целях обеспечения участия подрастающего поколения в решениях современных вызовов и угроз.

В целях повышения кадрового и научного потенциала региона узбекская сторона предложила организовать на базе Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в сотрудничестве с ведущими высшими учебными заведениями государств региона совместную подготовку и повышение квалификации кадров в области водных ресурсов и охраны окружающей среды, а также проведение совместных междисциплинарных исследований.

Стороны поручили Правлению МФСА разработать План мероприятий по практической реализации достигнутых договорённостей и обеспечить контроль за его исполнением.

Главы государств, рассматривая МФСА в качестве универсальной платформы для взаимодействия стран региона по решению целого комплекса вопросов регионального значения, в том числе путем реализации региональных проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление и улучшение социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря, выразили готовность к дальнейшему развитию сотрудничества в этом направлении.

Стороны выразили признательность Туркменистану за высокий уровень организации заседания Совета Глав государств–учредителей Международного Фонда спасения Арала и оказанное гостеприимство.

город Туркменбаши, 24 августа 2018 года