К предыдущему выпуску К оглавлению К следующему выпуску

No. 9 (369) октябрь 2022 г.



НИЦ МКВК ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ РАБОЧЕМ СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

17–18 октября 2022 года, в смешанном формате, ЕЭК ООН в сотрудничестве с партнерами организовала Глобальное рабочее совещание по вопросам водных ресурсов, сельского хозяйства и изменения климата.

С приветственными словами выступили Ольга Алгаерова, заместитель Генерального секретаря ООН, Исполнительный секретарь ЕЭК ООН, Микко Оллыкайнен, руководитель секретариата Совета Адаптационного фонда и Ли Лифэн, директор отдела земельных и водных ресурсов ФАО.

Марк Смит, генеральный директор Международного института управления водными ресурсами (IWMI), сделал ключевой доклад. Он отметил о воздействии изменения климата на богарное земледелие, важности повышения эффективность эксплуатации ирригационных систем и трансформация орошения (новые технологии, инновационные цепочки финансирования, возможное передислокация орошения с мест с повышенным риском и т.д.)

Сессия 1 «Воздействие наводнений и засух на сельское хозяйство» была посвящена обзору текущих тенденций изменения климата, его воздействия на водный цикл и последующих последствий для сельского хозяйства.

Катрин Элерт, сотрудник Всемирной метеорологической организации (ВМО), рассказала о программе «Комплексной борьбы с засухой (IDMP)». По последним оценкам ВМО, за последние 20 лет случае возникновения засухи выросли на 29%. 82% последствия от засухи приходится на сельскохозяйственный сектор. При этом 54% стран-членов ВМО отметили, что у них нет или недостаточно развиты системы прогнозирования и раннего оповещения засухи. Также имеются сложности определения начала и конце засухи, которые возникают из-за отсутствие четкого определения засухи. Координируемая ВМО программа «Комплексной борьбы с засухой» (Integrated Drought Management Programme) призывает переходить от реактивных подходов к проактивным стратегиям по предотвращению и прогнозирования засухи. Начата работа ФАО в Узбекистане по оказанию поддержки процессам выработки политики в области борьбы с засухой.

Грегор Грегорич из Агентства по охране окружающей среды Словении рассказал о сотрудничестве в борьбе с засухой на региональном уровне на примере Центра по борьбе с засухой для Юго-Восточной Европы, который создан в Словени). Центр занимается информационной и аналитической работой, разрабатывает бюллетени и онлайн инструменты, был создан онлайн-инструмент по рискам засухи в бассейне Дуная, разработаны методологии оценки воздействия и рисков засухи, а также Стратегия управления засухой в бассейне Дуная.

Шавкат Батыров, начальник Управления международных связей и трансграничных водных вопросов Министерства водного хозяйства Узбекистана, рассказал о мерах по адаптации к изменению климата и обеспечению устойчивости к его последствиям, реализованных в Узбекистане. Приоритетные направления действий Концепции и стратегии – управление трансграничными водными ресурсами, автоматизация сооружений совместно с Таджикистаном и Туркменистаном, инвести-ционные проекты с ВБ и АБР.

Амину Магаджи Бала из Комиссии по бассейну озера Чад сделал презентацию о тенденциях изменения климата в бассейне озера Чад, его воздействии на водный цикл и сельское хозяйство.

На сессии 2 «Управление водными ресурсами и сельско-хозяйственное производство в условиях изменения климата: переход к устойчивым системам» были представлены меры и стратегии адаптации, применение которых рассматривается для смягчения последствий изменения климата и связанных с ним экстремальных погодных явлений для сельскохозяйственного производства при сохранении качества и количества воды для населения, секторов экономики и окружающей среды.

Роза Моралес, сотрудник Института перуанских исследований и член Комитета по адаптации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, представила приоритеты, потребности и инновации в применении адаптационных технологий для водных ресурсов и сельского хозяйства. В частности, она сделала акцент на подходах и методах, используемых коренными народами и других инициативах, исходящих от пользователей. Дополнительно к хорошо известным понятиям программного и аппаратного обеспечения (software and hardware), она подчеркнула важность организационно поддержки (orgware), подразумевая наращивание потенциала институтов, участвующих в процессе адаптации.

Махер Салман, сотрудник ФАО, говорил о совершенствовании управления водными ресурсами и агропродовольственных систем для адаптации к изменению климата на примере проектов в Чаде, Египте и Ливане.

Тафадзванаше Мабхауди из Международного института управления водными ресурсами (IWMI) представил подходы «умного» управления водными ресурсами для укрепления устойчивости в различных масштабах. В частности, говорилось о цифровизации как основы для повышения эффективности и продуктивности воды. В качестве примера был приведен пример онлайн ресурса, использующего спутниковые данные для мониторинга засухи на национальном уровне (South Asia Drought Monitoring System, SADMS). Ключевым требованием времени является не удовлетворение спроса, а управление им. Использование подземных водоносных горизонтов для аккумулирования воды также может использоваться с учетом местных условий.

Адам Ковач, эксперт Международной комиссии по охране реки Дунай, представил подходы на пути к устойчивому сельскому хозяйству в бассейне реки Дунай. В 2021 году были подготовлены Руководство и документ для политиков по устойчивому сельскому хозяйству в бассейне реки Дунай. В них содержатся ключевые принципы, инструментарий возможных мер и примеры передовых практик. Сейчас готовится моделирование водного баланса в бассейне. Акцент будет сделан на защите мелких фермеров и поддержке добровольных мер по адаптации.

Ярид Гевара из Министерства окружающей среды Панамы рассказала о стратегиях и мерах по адаптации к изменению климата в бассейне реки Сиксаола, совместно используемом двумя странами. В Панаме имеется 5 гидрологических зон и 52 речных бассейна. Управление водными ресурсами отличается децентрализацией и привлечения в работу всех заинтересованных сторон. Имеется потребности в диагностике состояния системы.

Бен Харасеб из Министерства сельского хозяйства, водных ресурсов и земельной реформы Намибии осветил меры по адаптации к изменению климата в Намибии и на трансграничном уровне. Сложностью управления является непредсказуемые погодные условия и различные климатические зоны, представленные в стране.

Максимино Эррера из Доминиканского института комплексного развития сделал презентацию о повышении устойчивости к последствиям изменения климата в провинции Сан-Кристобаль с акцентом на комплексную программу развития водного хозяйства и сельских регионов Доминиканской Республики.

На сессии 3 рассматривались выводы и уроки, извлеченных в процессе межсекторального сотрудничества в масштабе регионов или бассейнов, а также обсуждались действия по интеграции подхода на основе системы взаимосвязей в национальные стратегии и политику. В частности, Такаёси Като (ОЭСР) представил подходы на основе системы взаимосвязей воды, энергетики и землепользования для укрепления устойчивости к последствиям изменения климата. В частности, был представлен новый проект по взаимосвязи в Центральной Азии. Люсия де Страссер (ЕЭК ООН) рассказала об опыте Конвенции по трансграничным водам в вопросах межсекторального сотрудничества на трансграничном уровне.

Тематические исследования были представлены Гораной Башевич из Министерства внешней торговли и экономических связей Боснии и Герцеговины (о результатах оценки системы взаимосвязей в бассейне реки Дрина: подход на основе системы взаимосвязей в деятельности на национальном и региональном уровнях) и Уолтером Бамидель Олатунжи из Управления бассейна реки Нигер, который рассказал об инициативах по обеспечению устойчивости к последствиям изменения климата в бассейне реки Нигер, включая реализацию Инвестиционного плана усиления устойчивости к изменению климата в бассейне реки Нигер на 2016 -2024 годы на обую сумму 3,11 млрд. долларов США.

На сессии 4 «Финансирование и осуществление проектов по адаптации водного и сельского хозяйства на трансграничном уровне» выступили представители Зеленого климатического фонда с докладом о роли фонда в обеспечении водной безопасности на трансграничном уровне, Всемирного банка с докладом о финансировании адаптации к изменению климата и управления трансграничными водными ресурсами и Адаптационного фонда с докладом о трансграничных подходы к адаптации к изменению климата: уроки, извлеченные из опыта реализации проектов Адаптационного фонда.

Тематические исследования по вопросам финансирования были представлены на примере бассейна реки Вольта (межсекторальное сотрудничество в рамках проекта по борьбе с наводнениями и засухой в бассейне), в бассейне реки Дрин/Дрим (устойчивое к изменению климата трансграничное управление рисками наводнений) и в зоне Сахара и Сахель (касательно создания Климатических центров для оказания помощи для населения и других заинтересованных сторон в Африке). Исполнительный директор по вопросам изменения климата Банка развития Латинской Америки рассказала о ценности финансирования и трансграничных инициатив по адаптации к изменению климата. В частности, она отметила важность улучшения координации и включения экосистемного подхода в трансграничные проекты.

Общие выводы семинара подчеркнули важность мер преду-преждения и повышения устойчивости; улучшения доступа к надежным данным и мониторинга за качеством и количеством поверхностных и подземных вод, засухой и наводнениями, а также социально-эконо-мическими показателями; более активное распространение знаний и полученного опыта; среди ключевых вопросов охраны экосистем – восстановление лесов и ветландов; важно как внедрять новые технологии и инновационные решения, так и традиционные знания; наращивание потенциала наряду с техническими решениями; больший акцент на уровень сообщества и децентрализацию; трансграничное сотрудничество важно как никогда, особенно межсекторальное и по финансированию; потребность в повышения осведомленности и политической поддержки; важны как стратегические решения, так и тактические; фокус не на удовлетворение спроса, а управление им; сельское хозяйство может освободить воду для других пользователей.

19 октября 2022 года состоялось Тринадцатое совещание Целевой группы по проблемам воды и климата в рамках Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Целевая группа будет проинформирована о прошедших мероприятиях по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах, включая результаты совещания Глобальной сети бассейнов, работающих над адаптацией к изменению климата (25 апреля 2022 года), результаты пилотных проектов, а также о финансировании адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах.

Представители пилотных проектов и других бассейнов Глобальной сети бассейнов, работающих над адаптацией к изменению климата, проинформировали о своей деятельности. В частности, представитель двусторонней комиссии по реке Сиксаула рассказала о реализации Плана работ на 2021-2025 гг в части рисков, связанных с наводнениями и загрязнением, их предупреждении и мониторинга, сделала акцент на развитие туризма. Представитель Комиссии по реке Окаванго (Ангола, Намибия и Ботсвана) представил проекты, направленные на укрепление устойчивости, внедрении альтернативной сельскохозяйственной практики и улучшении водохозяйственной инфраструктуры. А.Ш. Джалообаев рассказал о деятельности Чу-Таласской комиссии между Кыргызстаном и Казахстаном в вопросах изменения климата. Была разработана Совместная программа действий (СПД) по рекам Чу и Талас в рамках совместного проекта ГЭФ. В ней отражены такие вопросы как количество и качество воды, сохранение экосистем, изменение климата. сотрудничество, монито¬ринг. В развитие Совместной программы действий были разработаны отдельные национальные планы действий по странам.

Представитель Европейской Комиссии осветила работу по адаптации к изменению климата в рамках Европейской зеленой сделки по четырем приоритетам:

  • Более умная адаптация (повышение знаний и управление неопре-деленностями)
  • Более системная адаптация (на всех уровнях и секторах)
  • Более оперативная
  • Активизация международных усилий

В рамках Стратегии совместного осуществления для реализации Европейской водной директивы на 2022-2024 годы действуют различные экспертные группы. Недавно была создана группа по дефициту и засухе, которая сейчас, в частности, работает над обновлением Руководства по управлению речным бассейном в изменяющемся климата.

Целевая группа также обсудила, как привлечь внимание к трансграничному и региональному сотрудничеству в рамках глобальных процессов, связанных с изменением климата, а также будущие мероприятия по адаптации к изменению климата в трансграничных бассейнах в рамках Конвенции по трансграничным водам.