К предыдущему выпуску В начало

Июнь 2022 г.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
«ОТ ДУШАНБЕ 2022 ДО НЬЮ-ЙОРКА 2023»

Мы, Главы делегаций, высокопоставленные представители государств, организаций, основных групп и других заинтересованных сторон, встретившись в Душанбе, Таджикистан с 6 по 9 июня 2022 года, внося вклад в Душанбинский водный процесс в наших различных ролях и обязанностях,

Подтверждая нашу приверженность достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) и жизненно важную роль воды в достижении всех ЦУР,

Признавая воду жизненно важной для устойчивого и долгосрочного развития, искоренения нищеты и голода, общественного здравоохранения, борьбы с опустыниванием и утратой биоразнообразия, а также для продвижения социально, экономически и экологически устойчивого, жизнеспособного, справедливого, мирного и инклюзивного будущего, пока мы ориентируемся в настоящем и последствиях кризиса COVID-19, в том числе для расширения прав и возможностей женщин и коренных народов и процветания детей и молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями и находящихся в уязвимом положении,

Признавая, что вода, санитария, здоровье, экосистемы, океан, энергия, продовольственные системы и питание взаимосвязаны, и что растущая тенденция потерь, вызванных стихийными бедствиями, связанными с водой, такими как засухи, наводнения, циклоны, ливневые паводки, береговая волна, повышение уровня моря, проникновение солености, оползни и лавины, в том числе вследствие изменения климата и экстремальных погодных явлений, должна быть обращена вспять, уделив особое внимание людям, находящимся в уязвимой ситуации,

Подчеркивая, что изменение климата влияет на водные ресурсы в мире сложным образом, в том числе из-за нехватки воды, и отмечая призыв Лидеров водной и климатической коалиции о признании роли воды в принятии обоснованных решений по смягчению последствий изменения климата и адаптации, а также План действий по гидрологии, принятый ВМО, и 9-ю фазу Межправительственной гидрологической программы ЮНЕСКО «Наука для водной безопасности мира в меняющейся среде»,

Признавая резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, провозгласившей период с 2018 по 2028 годы Международным десятилетием действий «Вода для устойчивого развития», резолюции, определяющие процесс среднесрочного всеобъемлющего обзора Десятилетия и описывающие модальности и ожидания Конференции ООН по Среднесрочному обзору Водного десятилетия действий в марте 2023 года (далее как Водная конференция ООН 2023), и резолюцию, провозглашающую период с 2020 по 2030 годы Международным десятилетием действий по достижению Глобальных целей,

Подчеркивая, что Вторая Душанбинская конференция по Водному десятилетию действий содействует эффективной подготовке к Водной конференции ООН 2023, которая пройдет в Нью-Йорке при совместном содействии правительств Нидерландов и Таджикистана,

Отмечая результаты Первой Душанбинской конференции по Водному десятилетию действий в 2018 году, итоги заседания высокого уровня Председателя Генеральной ассамблеи, Политического форума высокого уровня, Боннских водных диалогов для достижения результатов, 9-го Всемирного водного форума в Дакаре, 4-го Азиатско-тихоокеанского водного саммита в Кумамото и встреч, организованных другими государствами-членами, а также ожидая вклада от предстоящего Симпозиума высокого уровня по водным ресурсам во время Конференции Организации Объединенных Наций по океану в Лисабоне, других мероприятий, упомянутых в резолюции 75/212 от 29 декабря 2020 г., КС-27 и других соответствующих событий,

Настоящим подтверждаем нашу решимость достичь цели Водного десятилетия действий и заявляем о нашей готовности к следующим действиям в соответствии с нашими возможностями:

А. Обеспечение всеобщего и равного доступа к безопасной и недорогой питьевой воде и санитарии, включая соответствующие услуги, и гигиене для всех, как необходимого условия для развития и здоровья человека

Провозгласить приоритетом всеобщий и равный доступ к безопасной и недорогой питьевой воде и адекватной и справедливой санитарии и гигиене, как критически важного для реализации права человека на безопасную питьевую воду и санитарию, как это отражено в резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, и адекватному питанию;

Поддержать надежные институты, политику, правила, достаточное инвестирование, человеческие ресурсы и индивидуальные подходы с целью предоставления услуг улучшенного водоснабжения, санитарии и гигиены (WASH), с безотлагательным вниманием к расширению доступа к услугам WASH в недостаточно обслуживаемых сообществах, включая труднодоступные районы, настолько далеко, насколько возможно, включая беженцев, труднодоступные сельские районы, районы, переживающие стихийные бедствия и вооруженные конфликты, руководствуясь принципом «никого не оставляя позади»;

Сделать приоритетом доступ к безопасным и устойчивым водоснабжения, санитарии и гигиены, включая соответствующие услуги, во всех школах, детских садах и медицинских учреждениях как жизненно важных для здоровья детей, матерей и пациентов, а также благополучия персонала;

Разработать долгосрочные стратегии по обеспечению готовности и ответа, направленного на предотвращение пандемии, включая кризис с COVID-19, за счет инвестиций в инфраструктуру водоснабжения и санитарии, канализации и управления отходами, постоянно продвигая передовые методы WASH, в частности, расширение культуры гигиены рук при любых обстоятельствах, что служит важным барьером для передачи патогенов с точки зрения OneHealth перспективы, и создание эффективных систем наблюдения за питьевой водой и сточными водами;

Б. Признание важности воды для жизнеобеспечения, равноправия, инклюзивного экономического роста и устойчивого развития

Стремиться к развитию потенциала преобразующей водной политики на основе лучшего понимания и оценки воды путем продвижения прозрачного межсекторального сотрудничества и управления, через институты и инвестиции в экологически безопасную и невосприимчивую к последствиям изменения климата инфраструктуру, информацию, данные, учет водных ресурсов, образование, обучение, наращивание потенциала, исследования и инновации, особенно в контексте перехода к экономике замкнутого цикла;

Продвигать надежные институты, политику, правила, достаточные инвестиции, человеческие ресурсы и индивидуальные подходы для внедрения комплексного управления водными ресурсами (ИУВР) и снижения риска бедствий (СРБ) на всех уровнях, как процесс обеспечения более справедливого, эффективного, устойчивого и долгосрочного управления и использования водных, земельных и связанных с ними ресурсов и защиты на уровне бассейна и водоносного горизонта от источника до моря, без ущерба для устойчивости систем жизнеобеспечения, при этом стремясь к рациональному управлению круговороту воды;

Укреплять трансграничное и региональное сотрудничество и устойчивое управление водными ресурсами, включая снижение риска бедствий, с помощью институциональных, технических и экономических механизмов, которые могут включать механизмы продвижения и установления договоренностей, соглашений, изыскания адекватных средств и финансирования, на разных уровнях, средств обеспечения своевременного обмена данными о расходах воды и информацией о планах развития, связанных с водными ресурсами, для завоевания уверенности и доверия между прибрежными странами, в зависимости от обстоятельств;

Продвигать подход «Взаимосвязь воды-энергии-продовольствия-экосистемы», принимая во внимание каскадное и межсекторальное воздействие стрессов и потрясений на всех уровнях, включая COVID-19, вооруженные конфликты, нарушение экономических связей и цепочек поставок, изменение климата, стихийные бедствия и неустойчивые методы производства и потребления, на все более интегрированные секторы водоснабжения, энергетики и продовольствия и возможные последствия для удовлетворения основных потребностей, для экономики и для сообществ;

В. Выстраивание синергизма между водными ресурсами, окружающей средой, изменением климата и сокращением риска бедствий

Разрабатывать и внедрять жизнеспособные институты и политику, включая национальные планы и меры по адаптации, а также инфраструктуру, технологии и подходы к управлению на соответствующем уровне правительства и поставщиков услуг, улучшение координации и борьбы с бедствиями, связанными с водой, и других рисков с учетом воздействия изменения климата и утраты биоразнообразия на общие глобальные ресурсы;

Признать и воплотить на практике важную роль, которую может сыграть укрепление здоровья наземных и водных экосистем, лесов и почв в качестве природных решений или экосистемных подходов в продвижении круговой и зеленой экономики и в качестве экономически эффективного дополнения к серой инфраструктуре в повышении экологически устойчивого управления земельными и водными ресурсами, в снижении рисков и в поддержке местных средств существования, водных ресурсов, экосистем, энергетических ресурсов, здоровья, продовольственной безопасности и питания;

Поддерживать предоставление и мобилизацию финансовых ресурсов, включая климатическое финансирование, а также добровольную разработку и передачу технологий на взаимосогласованных условиях, наращивание потенциала и техническую помощь в повышении устойчивости, связанной с водными ресурсами, для защиты экономики, экосистем, инфраструктуры и сообществ с учетом конкретных потребностей развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся государств;

Признать, что требуется систематическая и надежная база знаний для понимания факторов риска бедствий и их потенциальных последствий для достижения ЦУР 6 и других ЦУР, связанных с водными ресурсами, для усиления прогнозирования и управления рисками, связанными с различными опасностями, для инвестирования в системы предотвращения и снижения риска бедствий, раннего предупреждения и улучшения устойчивости инфраструктуры и для разработки долгосрочных стратегий для повышения готовности и эффективного реагирования, а также для «лучшего продвижения вперед» в процессе восстановления, реабилитации и реконструкции, предоставляя подходящие механизмы преодоления;

Г. Укрепление сотрудничества между секторами, улучшение уровня знаний и образования и разработка инструментов и технологий

Поддерживать более тесное сотрудничество и партнерские отношения между различными заинтересованными сторонами на всех уровнях, включая местные органы власти, организации гражданского общества, организации речных бассейнов, научные организации, инвесторов и доноров, там, где возможно, и укреплять координацию и взаимосвязь в областях ЦУР 6 и между всеми ЦУР путем содействия подотчетности и обмену информацией, знаниями, опытом и передовыми практиками в зависимости от обстоятельств, двигаясь от данных к действиям путем соединения науки, инноваций и принятия решений;

Демонстрировать и распространять решения, которые ведут к действиям, основанным на инновациях науки и технологий, включая открытую и гражданскую науку, инициативы женщин и молодежи, а также традиционные и местные знания, для достижения более эффективного и устойчивого к изменению климата управления водными ресурсами и услугами в области санитарии, в соответствии с национальными приоритетами и обстоятельствами;

Поддерживать и содействовать сотрудничеству между различными категориями пользователей в различных областях экономики «вне водной рамки» и содействовать интеграции на всех соответствующих уровнях для создания благоприятных условий для устойчивого развития и общества с более рациональным водопользованием через понимание потребностей различных секторов и заинтересованных сторон в воде;

Обеспечить для всех поколений качественное и доступное образование, от младенчества до высшего образования, обучение и наращивание потенциала по вопросам, связанным с водой.

***

Мы призываем к последовательному применению глобальной Рамочной программы ускорения достижения ЦУР 6, принимая во внимание национальные обстоятельства и подходы, и поэтому подтверждаем настоятельную необходимость решения проблемы финансирования как средства предоставления более качественных и устойчивых услуг, связанных с водой, обеспечения качества, дезагрегации и доступа к данным, информации и знаниям, которые нацелены на ресурсы и измеряют прогресс; повышения способности водного сектора привлекать и удерживать молодых, и квалифицированных специалистов, а также продвижения и распространения инноваций и обеспечения сотрудничества между границами и секторами с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития на всех уровнях;

Мы рассматриваем использование правовых инструментов и ориентиров, которые могут предложить, среди прочего, рамки для многосекторального сотрудничества, установления национальных целей и продвижения повесток дня для достижения ЦУР 6;

Мы настаиваем, что роль женщин, молодежи, коренных народов, местных общин и других признанных основных групп в руководстве и управлении водными ресурсами на всех уровнях имеет решающее значение, особенно в меняющемся климате, для обеспечения всеобщего доступа к водным ресурсам и санитарией для всех;

Мы обязуемся применять широкие и инклюзивные подходы, предусматривающие участие, и технические решения для обеспечения устойчивого, справедливого и недискриминационного доступа к воде и санитарии с соответствующими мероприятиями и механизмами по наращиванию потенциала и обмену знаниями;

Мы поддерживаем значимое участию женщин на всех уровнях принятия решений в водном секторе, что имеет важное значение для развития и устойчивости прочного и справедливого руководства и управления водными ресурсами.

Ключевые сообщения для Водной конференции ООН 2023 в Нью-Йорке

Мы подчеркиваем, что приверженность водной устойчивости, включая питьевую воду и санитарию и сокращению риска бедствий, должна быть подтверждена в свете того, как кризисы, связанные с изменением климата, утратой биоразнообразия, ухудшением состояния окружающей среды, нехваткой воды и загрязнением, среди прочего, от сельского хозяйства, переработки отходов, химических веществ, органических загрязнителей, химических веществ, разрушающих эндокринную систему, тяжелых металлов и микропластики, каждый день влияют на жизнь и благополучие бесчисленного количества людей и угрожают эффективному осуществлению вышеупомянутых прав человека и жизненно важным потребностям будущих поколений;

Мы напоминаем, что для достижения ЦУР 6 и других ЦУР, связанных с водными ресурсами, к 2030 году необходимы ускоренные действия всех стран и заинтересованных сторон, особенно в странах, которые в настоящее время не «выполняют намеченные планы», через финансовую и технологическую поддержку, проведение политических реформ и определение приоритетов адекватных дополнительной международной помощи развивающимся странам. Водная конференция ООН 2023 должна придать импульс, а также институциональную и финансовую поддержку странам, которые столкнуться с этой проблемой;

Мы обязуемся активизировать наши усилия для последовательной реализации связанных с водными ресурсами целей и достижения задач Повестки дня на период до 2030 года и стремиться к укреплению политического и технического диалога по водным ресурсам, включая на самом высоком уровне, по мере необходимости, в контексте Организации Объединенных Наций, и улучшить общесистемный подход Организации Объединенных Наций к водным ресурсам, расширив участие государств-членов;

Мы подчеркиваем необходимость укреплять трансграничное и региональное сотрудничество в области водных ресурсов, среди прочего, для повышения устойчивости к бедствиям, связанным с водой, изменению климата, содействия устойчивому, справедливому, прозрачному и надежному управлению водой, используя также соответствующие региональные организации, механизмы, региональные соглашения и договоренности, такие как организации речных бассейнов, в зависимости от обстоятельств;

Мы вновь заявляем о необходимости прочной, последовательной и четкой приоритизации и интеграции водных ресурсов в национальную экономическую политику и инвестиционные программы для повышения осведомленности о том, почему и как вода и санитария необходимы для достижения национальных целей развития на всех уровнях, например, посредством добровольной разработки и укрепления Национальной дорожной карты по водным ресурсам или стратегий к 2025 году для ускорения реализации Повестки дня на период до 2030 года и всех ЦУР, связанных с водой, а также о необходимости внедрения ИУВР, в том числе для нетрадиционных ресурсов, посредством надежных институтов, финансирования, политики и правил, также для коммунальных служб и поставщиков услуг;

Мы подчеркиваем необходимость предварительных инвестиций в важнейшие стимулы, такие как образование, наука, знания, инновации и данные о количестве, качестве, доступе, наличии воды, факторах риска и моделях использования, а также в другие подходы, основанные на фактических данных, для принятия обоснованных решений; создание и улучшение способности к планированию;

Мы выступаем за то, чтобы планирование и реализация должны поддерживаться финансовыми ресурсами, а также за разработку механизмов сбора доходов для управления водными ресурсами, услуг, развития данных и знаний и определения приоритетов тех, кто больше всего пострадал от водного кризиса;

Мы с признательностью отмечаем инициативу лидеров Коалиции «Вода и климат» по созданию глобальной информационной сети по водным ресурсам и изменению климата;

Мы призываем использовать адекватные инструменты мониторинга для реализации ЦУР, включая все задачи, связанные с водными ресурсами, и Инициативу комплексного мониторинга и Инициативу наращивания потенциала «ООН-водные ресурсы» для ЦУР 6;

Мы признаем необходимость устранения пробелов в гендерных данных и соглашаемся усилить отчетность по данным с разбивкой по полу в водной сфере и стремиться сделать эти данные доступными и доступными для всех для принятия основанных на фактических данных решений для продвижения гендерного равенства в водной сфере. смежных областях, и мы положительно отмечаем многосторонний «Призыв к действиям по ускорению гендерного равенства в водной сфере»;

Мы поддерживаем и поощряем участие молодежи сыграть важную роль в Водной конференции ООН 2023 и с интересом далее отмечаем разработку «Повестки дня молодежного плана развития водных ресурсов и климата»;

Мы поддерживаем инициативу Таджикистана по объявлению 2025 года Международным годом охраны ледников и с признательностью отмечаем намерение укреплять международные механизмы для облегчения доступа к точной и своевременной информации о криосфере;

Мы предвидем разработку механизма Повестки дня действий в области водных ресурсов в качестве результата Водной конференции ООН 2023, опираясь на существующие механизмы, который объединит все добровольные обязательства - малые и большие, от государств-членов, заинтересованных сторон и коалиций по всему миру внутри и за пределами водного сектора - которые ускоряют и расширяют границы действий по водным ресурсам в рамках Повестки дня на период до 2030 г. и поддерживают, отслеживают и реализовывают Повестку дня на период до 2030 г. и после 2030 г.;

Мы рекомендуем зарегистрировать действия и партнерство, предложенные во время Душанбинских конференций Водного десятилетия действий и во время всех других соответствующих конференций и мероприятий в качестве добровольных обязательств на Платформе партнерства ООН и предоставлять обновления о ходе их прогресса;

Мы выражаем искреннюю признательность за гостеприимство, предоставленное правительством и народом Таджикистана и поддержку Организации Объединенных Наций и всем партнерам, которые внесли вклад в работу этой важной конференции.