Водное хозяйство Узбекистана: восстановить утраченное и идти вперед
И.Х Джурабеков, проф. В.А. Духовный, заслуженные ирригаторы Узбекистана
Состоявшееся 16 сентября под председательством Президента видеоселекторное совещание по мерам внедрения сберегающих технологий и реализации проектов государственно-частного партнерства в водном хозяйстве в очередной раз показывает, какое большое внимание глава государства уделяет отрасли. Ее решающая роль в развитии сельского хозяйства и экономики республики возрастает с каждым годом в связи с обострением проблемы нехватки воды.
Вопросы, поднятые в ходе совещания, — важная составляющая последовательно реализуемой руководством страны политики, направленной на признание водохозяйственного комплекса как особой ветви государственного управления, отвечающего за водообеспеченность страны и развитие мелиорации. Для осуществления этой политики Президентом принято судьбоносное решение о восстановлении после длительного перерыва деятельности самостоятельного Министерства водного хозяйства, которое знаменует собой признание нынешним руководством республики роли водного хозяйства и мелиорации земель как целой отрасли. На наш взгляд, это означает в первую очередь осуществление комплексного подхода к водному хозяйству, который и учитывает интересы всех водопотребителей, действующих в целях развития аграрного сектора и национальной экономики в целом, и предусматривает решение вопросов рационального использования воды, чем всегда отличалась наша страна.
Вода зарождала жизнь в степи
Если посмотреть внимательно на историю развития Узбекистана, вода всегда была не просто в центре внимания руководства республики, она определяла развитие регионов, побуждала к интенсивному росту инфраструктуры — и индустриальной, и жилой, и транспортной, и различных коммуникаций.
Мы как-то забыли, что начиная с Фархадского гидроузла и Бозсуйского каскада ГЭС, а в последующем — Каттакурганского, Чарвакского, Андижанского, Тахиаташского, Туямуюнского и многих других гидроузлов и водохранилищ, все эти объекты становились ядром и сердцем развития на окружающих их территориях.
Огромная заслуга в комплексном освоении земель принадлежит руководству бывшего «Главсредазирсовхозстроя», который практически формировал целые районы Голодной и Каршинской степей.
Таким же путем шел тогдашний Минводхоз Узбекистана, своими силами реализовавший проекты освоения Центральной Ферганы, освоения и орошения Сурхандарьинской степи, зоны АмуБухарского канала и части Каракалпакстана. Развитие водной отрасли и комплексное освоение земель вызвали перемещение десятков и сотен тысяч людей из перенаселенных районов Ферганской и Зарафшанской долины на новые территории, способствовали развитию промышленности, более равномерному распределению демографических нагрузок и повышению занятости населения.
Но самое главное — в отрасли всегда четко представляли свою перспективу на многие годы вперед по всем направлениям развития. Благодаря высококвалифицированным специалистам проектных организаций — «Средазгипроводхлопка» и «Узгипроводхоза», которые определяли в схемах комплексного использования водных ресурсов, по сути, программу развития всей экономики республики и удовлетворения ее потребности в воде и земле, системе было предначертано вписываться в жесткие рамки водных лимитов и одновременно давать простор развитию всех других отраслей, в том числе орошаемому земледелию. А это требовало от руководства водного хозяйства четкой ориентации на эффективные приемы управления водой и мелиорацией земель, на водосбережение и рациональное использование водных ресурсов в сферах экономики, в том числе орошаемом земледелии. При этом те технические и технологические новшества, которые были разработаны и освоены в Узбекистане, затем распространялись по всему бывшему Союзу.
Закрытый горизонтальный (узкотраншейный, бестраншейный и щелевой) дренаж и машины как для их устройства, так и промывки, вертикальный, а позже и комбинированный дренаж, все виды облицовок каналов, лотковые и трубчатые распределители — все это было внедрено в широкое производство в Узбекистане, а уже затем распространялось дальше по всем орошаемым землям бывших союзных республик. Минводхоз Узбекистана был основоположником перехода на промышленную эксплуатацию водохозяйственных систем, основанную на мощной индустриальной базе и профилактическом плановом техническом обслуживании, а не на аварийном ремонте сети и сооружений. Комплексное освоение и орошение земель, получившее высокую оценку и широкое признание, также родилось в Узбекистане.
Именно оно способствовало разностороннему развитию осваиваемых территорий, где в состав комплексного строительства включалось сооружение жилых поселков, объектов социального и культурно-бытового развития, обеспечение коммуникациями, что имело большое значение для выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции и создания рабочих мест. На этой основе, в частности, была внедрена полная механизация возделывания хлопчатника, когда большинство операций по обработке полей, включая уборку, выполнялось машинами.
Все это подкреплялось постоянным развитием кадрового потенциала и науки. Кроме основной кузницы кадров — ТИИИМСХ и еще трех вузов, готовящих специалистов для водного хозяйства, был создан специальный Институт повышения квалификации для постоянного обучения по двухнедельной программе работников отрасли разных уровней.
Разве не является показателем былого уровня развития водного хозяйства Узбекистана тот факт, что именно в Ташкенте систематически проводились семинары для обучения специалистов отрасли из Африки, Южной Америки, ряда азиатских стран. Наши специалисты участвовали в качестве руководителей и консультантов в строительстве крупных плотин и ГЭС в Афганистане (Наглу, Джалалабадская система), Сирии (гидроузел Тапка и массив Мескене), Кубы, Ливии, Йемена, Мадагаскара, Анголы. Узбекистан по праву считался лидером в развитии ирригации и водного хозяйства как в бывшем Союзе, так и за рубежом.
Можно прямо сказать, что все это было потеряно после развала бывшего Союза, когда важной отрасли перестали уделять должное внимание. Проектные и научные организации — былой мозг отрасли — сократились на порядок, утратив способность решать многие из насущных и особо перспективных задач. В массовом порядке проектные работы выполнялись зарубежными консультантами, умело «высасывающими » из нашего потенциала проектные идеи, разработки и знания. И если раньше ирригаторы Узбекистана учили иностранцев ирригации и мелиорации, то затем те же иностранцы, пользуясь знаниями наших специалистов, пытались навязывать привычные им решения. Наверное, кому-то это было выгодно.
На смену четкой системе подачи воды на основе планов водопользования и контроля за их выполнением по норме пришло неупорядоченное и безотчетное, постоянно меняющееся неравномерное и неустойчивое водоснабжение, к чему привело нарушение графиков и недостаток внимания к учету воды.
Главная фигура в водном хозяйстве, которой был мираб, издавна пользующийся всеобщим уважением, кому доверяли святая святых — справедливость в делении воды и доведении ее до потребителя, исчезла как таковая. Авторитетнейший и полноправный хозяин воды, каким является мираб, превратился в рядового исполнителя, выполняющего волю зачастую полуграмотного начальства. Авторам этих строк приходилось повсеместно сталкиваться с безграмотными и половинчатыми техническими решениями, за которые становилось стыдно как профессионалам.
Хотя ТИИИМСХ продолжал ковать кадры, вновь обретшие диплом не спешили занять свои места рядом с опытными специалистами, подающими пример бескорыстного служения воде. Молодежь, окончившая этот и другие институты, шла в иные сферы — в бизнес, на рынок, в строительство, но не на работу по эксплуатации водных и мелиоративных систем, нуждающихся в молодых специалистах. И причина была не только в невысокой зарплате работников водного хозяйства, но и в отсутствии внимания и уважения к представителям отрасли.
Бесспорно, основной причиной сложившегося положения в отрасли стала утрата ее лидирующих позиций в стране и соответственно внимания прежнего руководства, а также снижение соответствующего финансирования водного хозяйства. Например, если сравнить с финансированием до 1990 года, то это снижение составило более 30 процентов к исходной стоимости, а если учесть удорожание электроэнергии, то спад финансирования составил 4,3 раза!
Времена диктуют подходы
Может возникнуть вопрос — неужели за прошедшие годы ничего положительного не было сделано? Нет, бесспорно, есть и достижения.
Так, большим достижением и заслугой Узбекистана и руководителей, занимавшихся водным хозяйством на этапе перехода к независимости, является создание региональных органов по управлению водой: Межгосударственной координационной водной комиссии — МКВК и двух бассейновых водохозяйственных объединений — БВО. Это позволило сохранить прежние методы управления ставшими уже межгосударственными трансграничными водными ресурсами и избежать каких-либо конфликтов и срывов в водоподаче, несмотря на наличие за более чем 25-летний период и крупных паводков, и резких засушливых лет. И именно в этом заключается лидирующая роль Узбекистана, которая сейчас нашла всестороннюю поддержку в новой линии Президента Шавката Мирзиёева. Он, будучи инициатором восстановления Министерства водного хозяйства, провозгласил курс на более тесное взаимодействие и сотрудничество с соседними странами в использовании водных и энергетических ресурсов, вплоть до совместного строительства и эксплуатации гидросооружений.
Перспективный взгляд Президента на Саммите глав государств Центральной Азии в Туркменбаши в 2018 году был озвучен в виде предложения совместно разработать Региональную программу рационального использования водных ресурсов, которая могла бы противостоять современным вызовам и нарастающему дефициту этих ресурсов. Руководство республики издало в этом направлении целый ряд документов, которыми перед Минводхозом поставлены задачи по повышению уровня управления и совершенствованию отрасли. В связи с этим по министерству были подготовлены и изданы приказы, регламентирующие конкретные цели и направления работы разных сфер, самое главное — повышение квалификации руководящих кадров. Этими документами определен курс по совершенствованию работы на областном и районном уровнях. Организованные министерством занятия по повышению квалификации для всех этих категорий по десятидневной программе, можно сказать, впервые пополнили уровень знаний для всех без исключения руководителей областного звена. Очень важным в этом обучении является повышение квалификации руководителей нового звена — районных управлений водного хозяйства (райУОС). Надо признать, что уровень знаний специалистов низового звена в настоящее время совершенно не соответствует современным требованиям. Поэтому будет проводиться систематическое повышение их знаний.
Практически этот процесс является не просто обучением, но и вовлечением всех потоков слушателей в обсуждение их роли в районном звене, их увязки с работой ассоциаций водопользователей, чтобы избежать
дублирования в управлении водными ресурсами на самом нижнем уровне передачи воды водопользователям. Восстановление важнейшего звена системы водного хозяйства — районных управлений водного хозяйства — потребовало определить их новую роль в сложном комплексе мелиоративных работ, где отсутствуют былые формы в виде кооперативов, совхозов, а все предоставлено на волю районных руководителей и зачастую пущено на самотек. Поэтому новая роль райводхозов как основного государственного органа по управлению водой на низовом уровне получает новое воплощение и заключается в обсуждении важных вопросов между непосредственными потребителями воды и специалистами райводхозов. Первостепенная задача в этом направлении состоит в том, чтобы подобрать грамотных мирабов, возложить на них всю ответственность за управление водой, но одновременно восстановить их авторитет и на основе их работы — престиж всего водного хозяйства.
Решение проблем в мелиорации
Наряду с этим очень важным для отрасли вопросом является первоочередное внимание мелиорации земель, которая всегда должна быть основой всей нашей работы. В настоящее время в республике более 300 тысяч гектаров числятся как заброшенные неиспользуемые орошаемые земли, на которых засоление и заболачивание превысило все допустимые нормы. В целом же средне- и сильнозасоленные земли превышают 600 тысяч гектаров, а это почти 15 процентов всего нашего фонда орошаемых земель. Это в основном земли Сырдарьинской, Джизакской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Бухарской областей и Каракалпакстана, хотя на их мелиорацию ежегодно выделяются определенные средства. Если проанализировать, почему это происходит, то окажется, что причина в бессистемности работ и отсутствии методики работы с орошаемым земледелием.
Имеющиеся материалы гидрогеолого-мелиоративных экспедиций (ГГМЭ) должны поднять достоверность оценок и организовать научно обоснованную программу профилактики мелиоративных работ строго по проектам. Ранее мелиораторы всегда соблюдали своевременность ремонта закрытого дренажа по нормам, согласно которым ежегодно систематической промывке подлежат семь процентов дренажа, а коллекторы в среднем надо очищать раз в три-четыре года и давать хороший отток по ним. И если в свое время мощности, которыми располагал Минводхоз и «Главсредазирсовхозстрой», позволяли промывать 4,5 тысячи километров дренажа в год, то в дальнейшем, вплоть до 2015 года, ежегодно из-за отсутствия промывных машин и средств промывалось в десять раз меньше, что способствовало заилению и полному выходу из работы дрен. И хотя теперь мощности промывок доводятся до двух тысяч километров в год, это составляет всего половину того, что необходимо сделать.
Кроме того, очистка коллекторов проводится по кубометрам, что недопустимо, когда планирование и отчетность идут не в погонных метрах, а в кубометрах выбранного грунта. Это является грубым нарушением и искажением отчетности. Поэтому большинство коллекторов находится после очистки с недоборами, в неудовлетворительном состоянии, с неочищенным дном. Вместе с тем на очищенных коллекторах скорость движения воды намного меньше требуемой. Коллектор должен очищаться по проекту с разработанным продольным и поперечным профилями и обеспечить скорость течения воды в один метр в секунду.
Созданные рабочие группы по ряду областей провели обследование мелиоративного состояния земель и даже выпада их из оборота, провели исследование в этих областях на предмет возможности восстановления земель, улучшения их мелиоративного состояния. Начата подготовка к разработке типовой программы компьютерной методики составления мелиоративного кадастра по каждой области, результатом которой будет определение очередности приоритетных работ по улучшению состояния коллекторно-дренажной сети. Одновременно программа сможет давать рекомендации по использованию минерализованных коллекторно-дренажных вод на орошение. Принято решение при БУИС организовать хозрасчетные подразделения по ремонту, содержанию и профилактическому обслуживанию коллекторно-дренажной сети, которые будут планировать и отчитываться по мере проведения этих работ.
Что в приоритете?
Еще одно приоритетное направление в деятельности министерства — это контроль за предлагаемыми проектировщиками техническими решениями. Руководство Минводхоза пересмотрело и приняло правильные технические решения по укреплению нижнего бьефа Кампыр-Раватской плотины, по управлению наносами в среднем течении Амударьи, по комплексному подходу к обеспечению достаточно обоснованного управления дельтой этой реки, что должно создать условия для осуществления предложения Президента Шавката Мирзиёева по превращению Приаралья в зону экологических инноваций и благоприятного природного развития.
Продолжая совершенствование работы, в Минводхозе понимают, что за прошедшие полтора года деятельности еще не удалось создать в полной мере цельный комплекс мелиоративных работ и такой стиль работы аппарата министерства, который сформировал бы уверенность, что программа, намеченная Президентом, будет осуществляться нужными темпами. Именно этим вопросам было уделено внимание в ходе обсуждения тем, поднятых 12 марта 2020 года на совещании в Ургенче, где глава государства снова поднял проблемы водного хозяйства, нацеливая водников на усиление мер по эффективному управлению и рациональному использованию водных ресурсов. Среди них в первую очередь необходимость сокращения непроизводительного использования воды, предотвращения больших потерь, широкого развития водосберегающих технологий и усиления деятельности ассоциаций водопользователей.
Новые возможности повышения эффективности работы связаны с развитием кластерной системы аграрного производства, ориентированного на конечную продукцию. В этой системе, развиваемой по инициативе Президента, есть возможность создания общей заинтересованности всех участников процесса в конечном результате пропорционально их трудовому и материальному вкладу. При этом один из важных показателей — экономия ресурсов, в том числе и водных.
Экономия требует точности
Вопрос учета воды сейчас не просто технический вопрос. Это отношение общества и государства к этому важнейшему природному ресурсу, своему будущему, его обеспечению. На примере низовьев Амударьи Президент подметил, как недостатки в учете у одних водопользователей лишают воды их соседей. Во многих странах этот учет является основой платного водопользования, а значит — справедливости. Именно плата за воду во всем цивилизованном мире является ключом к плановому водопользованию, экономии воды, рациональному использованию природных ресурсов, повышению дисциплины и точности в водоподаче. Но это в свою очередь требует в экстренном порядке оснастить всю сеть до последнего получателя воды водомерными устройствами, на которые за прошедший десяток лет никто не обращал внимания. И это неудивительно, поскольку основа отрасли, ее опытные квалифицированные инженерно-технические кадры, в первую очередь в проектных и научных организациях, ушли с работы, а занявшие их место зарубежные клерки и временщики не вполне разбирались в нуждах нашего водного хозяйства. Надо заканчивать эту гнилую, навязанную нашими недругами практику, восстановить костяк собственных инженерных кадров, которым мы всегда гордились.
Тем не менее имеются предложения, как внедрять плату за поставку воды при недостатке водомерных приборов. Предлагается по опыту индийских ирригаторов оборудовать водомерами узловые сооружения, откуда получает воду группа фермеров, а оплату за забранную воду распределять между фермерами пропорционально площади орошения земель. Преимущества перехода на оплату за воду — это экономия воды, дисциплина и ответственность эксплуатационников перед потребителями. Если будет налажен учет нормативной подачи воды на поля, это даст одновременно рост урожая и снижение себестоимости сельхозпродукции.
В 2020-2021 годах на первый план в отрасли должна выйти организация учета воды, при этом не доморощенными и устаревшими рейками, вертушками, водомерами с использованием различных порогов, хотя и их недостаточно в республике, а стокомерами, фиксаторами суммарных потоков воды. На этих приборах измерение проводится не три раза в день, а постоянно в онлайн-режиме. Начатые с южнокорейской компанией «K-Water» работы по внедрению отработанной в Корее системы «Smart Water» основаны на применении ультразвуковых приборов, которые должны быть испытаны и адаптированы к нашим условиям. Не менее важно, а может быть, даже более приоритетно развитие систем SCADA на водозаборах из трансграничных вод, где в ближайшие годы намечается нарастание дефицита воды. Это тем более важно, что применение SCADA на объектах БВО «Сырдарья» показало возможность повышения точности учета воды с +10 процентов до +2 процента.
Наконец, дальнейшее восстановление высокой работоспособности всей мелиоративной системы невозможно без восстановления имевшихся ранее мощностей водохозяйственной индустрии: производства лотков, железобетонных труб и всех видов полимеров (полиэтиленовых, полипропиленовых, на эпоксидных смолах), изготовления запорной арматуры, клапанов, задвижки и т. д. Речь не идет о восстановлении прежних мощностей многомиллионного производства базовых изделий водного хозяйства, которыми отрасль располагала в период широкомасштабного освоения новых земель. Но водное хозяйство должно иметь возможность постоянной замены выходящих из строя элементов сооружений, оросительной сети, лотков, труб, дренажа и, конечно, всего набора запорной арматуры с учетом модернизации. Наряду с этим мы видим первоочередными задачами восстановление технического, проектного и научного потенциала отрасли, создание комплексных систем высокого уровня эффективности и КПД и всеобщую программу повышения продуктивности воды и земли.
Очень важно сформировать перспективное видение развития отрасли, которое должно найти отражение в подготавливаемой по указанию правительства стратегии рационального использования водных ресурсов до 2035 года. Имеющиеся прогнозы определяют, что вследствие роста населения, увеличения объема экономического развития у нас и у соседей, предполагаемого у них роста гидроэнергетических мощностей, влияния изменения климата и увеличения отбора воды Афганистаном предполагаемый водный дефицит составит для региона 12-17 кубических километров в средний по водности год, а для Узбекистана — половину этой величины. Для маловодных лет на примере 2008 года мы видим уменьшение водности еще на 10-12 кубокилометров только для Узбекистана. Для отдельных бассейнов, как, например, Зарафшана, большую и пока не предсказуемую угрозу представляет таяние ледников. Складывающуюся ситуацию четко обрисовал глава государства на совещании 16 сентября: за последние десять лет объем водных ресурсов в Узбекистане, к примеру, уменьшился на 12 процентов, а в этом году — на 15 процентов по сравнению с прошлым годом.
Преодолеть эти вызовы можно лишь при разумном подходе, точных расчетах, тщательной подготовке, высоком уровне эксплуатации всего водохозяйственного комплекса, внедрении водосберегающих технологий с участием хорошо подготовленных водопользователей.
Для этого не в последнюю очередь надо поднять престиж отрасли путем усиления материальной заинтересованности работников низовых водохозяйственных организаций, внедрения премиальной системы за снижение затрат воды, экономию электроэнергии, направления лучших работников отрасли по обмену опытом в другие страны и передовые организации.