Наверх

Проект «Обзор водной безопасности в Узбекистане, 2020» на примере Навоийской, Самаркандской и Хорезмской областей

Заказчик: ЮНЕСКО

Исполнитель: НИЦ МКВК

Срок реализации: 11.11.2021 г. – 31.03.2022 г. (Хорезмская область), 20.05-01.07. 2022 г. (Навоийская и Самаркандская области)

Цель и задачи проекта:

Результаты за отчетный период:

1. Разработана методология оценки водной безопасности административных территорий Узбекистана на основе имеющейся статистической информации и информации соответствующих водохозяйственных организаций.

2. Подготовлены Обзоры водной безопасности Навоийской, Самаркандской и Хорезмской областей.

3. Результаты исследования по проекту представлены на НТС НИЦ МКВК 13 октября 2022 г.

Методика оценки водной безопасности

Методика разработана специалистами НИЦ МКВК на основе подхода Азиатского банка развития. Предложенные АБР индикаторы были адаптированы на основе изучения территориальных особенностей водного хозяйства республики, с учетом целевых показателей национальных стратегий и концепций Республики Узбекистан по развитию сельского, лесного, водного хозяйства и по переходу к «зеленой» экономике и другим направлениям. В качестве пилотного исследования была выполнена оценка водной безопасности Навоийской, Самаркандской и Хорезмской областей Республики Узбекистан

Методика оценки базируется на определении индекса водной безопасности и состоит из пяти ключевых параметров:

Для характеристики каждого ключевого параметра подобраны индикаторы и показатели (рисунок).

Ключевые параметры водной безопасности оцениваются по шкале индексов от 1 до 5:

При значении индекса водной безопасности, равном 1, ситуация в водном хозяйстве является опасной и существует значительный разрыв между текущим и потенциальным уровнем водной безопасности.

При индексе, равном 5, территория имеет высокий уровень водной безопасности и может считаться образцом по эффективному управлению водным хозяйством и внедрению водосбережения.

Источники данных

Водная безопасность домохозяйств – использованы данные Государственного комитета по статистике за 2010, 2015, 2020 гг.

Водная безопасность экономики – использованы данные за 2010, 2015, 2020 гг. МВХ РУз, Центра гидрометеорологической службы РУз (Узгидромет), Государственного комитета по статистике, доступные метеорологические данные от Метеоцентра.

Инфраструктурное обеспечение водной безопасности – использованы данные МВХ РУз за 2010, 2015, 2020 гг.

Водная безопасность экосистем – использованы данные МВХ РУз за 2010, 2015, 2020 гг. и Информационной системы глобального экологического стока за 2022 г.

Кадровый потенциал для обеспечения водной безопасности – расчеты авторов по данным территориальных организаций МВХ РУз (БУИС, УИС, РОИ, УНСиЭС, МЭ) за 2010, 2015, 2020 гг.

Сравнительный обзор водной безопасности Навоийской, Самаркандской и Хорезмской области

Анализ индекса водной безопасности в трех областях показывает, что в целом за период с 2010-2020 гг. общий индекс водной безопасности остался на “удовлетворительном” уровне. При этом наблюдается тенденция к снижению индекса в Навоийской (0,12) и Самаркандской области (0,39), и наоборот, в Хорезмской области индекс вырос (0,49) и поднялся с “неудовлетворительного” до “удовлетворительного” уровня (таблица).

Снижению индекса водной безопасности в трех областях, в основном, способствовал ключевой параметр – кадровый потенциал. Кроме того, в Самаркандской и Хорезмской областях способствовали водная безопасность домохозяйств, а в Самаркандской и Навоийской областях – водная безопасность экосистем.

Рекомендации

Для повышения водной безопасности трех областей рекомендуется уделить внимание следующим вопросам: